Воспитательный потенциал произведения Мольера ” Мещанин-Шляхтич”



Цель: учить определять средства создания комического в произведении и делать обобщения и выводы, определять основную установку классицизма – стремление воспитывать зрителя; повторить сведения по теории литературы; развивать устную связную речь; развивать навыки критического мышления.

Оборудование: на доске – шкала для “Уголков”.

Тип урока: развитие связной речи.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

1. Интеллектуальная разминка.

Завершите предложение.

1) Главный герой комедии ” Мещанин-Шляхтич” – … (господин Журден).

2) Господин Журден стремится… (стать дворянином).

3) Слуги в комедии – … (Ковьель, Николь).

4) Люсиль – это… (дочь господина Журдена).

5) Веселая выдумка о сыне турецкого дворянина принадлежит… (Ковьелю).

6) Переоделся в турецого вельможу… (Леонт).

7) Господина Журдена посвятили в несуществующий сан… (мамамуши).

8) На банкет господин Журден пригласил… (маркизу Доримену).

9) Маркиза Доримена влюблена… (в графа Доранта).

10) В конце комедии намечаются свадьбы… (Доранта и Доримены;

Леонта и Люсиль; Ковьеля и Николь).

2. “Свободное письмо” на тему “Смех”.

Пример.

“Смех – всплеск эмоций. Он бывает счастливым (будто ощущение полета), бывает добрым, как солнечный лучик или весенний ветер, ладошка ребенка или поцелуй возлюбленного. Смех может исцелить от душевной боли или гнетущего одиночества.

Но он может также быть злым, “колющим”, будто лезвие бритвы или колючки кактуса. Такой смех, подобно горсти льда, принуждает напрячься и убегать. А так хочется, чтобы он был подобен веселым колокольчикам, а не заупокойным звонам!..”.

3. Повторение терминов по теории литературы.

Юмор – вид комического, когда серьезное в жизни изображается шутливо, когда о человеческих недостатках говорится с добродушной улыбкой.

Ирония – средство юмора и сатиры, основанное на скрыто-насмешливом, пренебрежительно-осуждающем изображении человека или явления.

Сатира – художественные произведения разных жанров, в которых резкое изобличение изображаемого объединено с его острым осмеиванием.

Сатирический рассказ – рассказ, в котором резко высмеиваются люди, человеческие недостатки, характеры.

Антитеза – подчеркнутое противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, чувств, характеров.

II. РАбота над темой урока.

1. “Уголки”.

Учитель. Просмотрите заполненную дома “Таблицу Элвермана” и определитесь, заслуживает ли господин Журден вашей поддержки. После взвешенного раздумывания пусть каждый из вас сделает пометку на шкале, подготовленной на доске.

Пометка будет определять вашу позицию относительно темы, которая обсуждается.

Да Нет

9876543210123456789

Методический комментарий.

“Уголки”. На основе сделанных пометок ученики объединяются в три группы: первая группа состоит из тех, чьи пометки находятся в позиции “Да” от 4 до 9; вторая группа – позиция “Нет” от 4 до 9; третья группа – позиция “середняков” – от 3 в позиции “Да” до 3 в позиции “Нет”.

Созданные группы обдумывают подобранные аргументы, выбирают спикера и готовятся к полемике. После выступления спикера оппоненты из других групп задают ему вопросы относительно аргументов, приведенных в защиту позиций; на вопрос может ответить кто-нибудь из группы, которую представляет спикер.

Спикеры формулируют свой ответ по методике “Пресс”: “Мы считаем, что… поскольку… , например, … . Итак…”.

2. “Письмо к автору” (работа в парах).

Методический комментарий.

Назначение “писем к автору” – стимулировать диалог между двумя читателями. Сначала каждый записывает два-три вопроса, которые ему хотелось бы поставить автору. Потом эти вопросы он предлагает соседу; тот формулирует ответы, суть которых сжато записывается (поскольку эти записи представляют собой процесс мышления и не предназначены для распространения, в них допускаются орфографические, грамматические и синтаксические ошибки).

После завершения работы в парах вопросы, на которые ответы найдены не были, озвучиваются, и класс отвечает на них.

III. РЕфлексияя

Обобщающие вопросы:

(Ученики записывают в тетради ответа на обобщающие вопросы).

Что является доминирующей чертой характера господина Журдена? (Желание быть похожим на дворянина).

Можем ли мы сказать, что основным объектом сатирического изображения в пьесе является господин Журден? (автор подвергает критике также графа Доранта – обедневшего дворянина. Сравнительно с Дорантом Журден более искренний в своих стремлениях, он простодушный и не подлизывается, как Дорант).

Какую цель, по вашему мнению, имеет граф Дорант? Какая роль отведена графом господину Журдену? (Дорант хочет улучшить свои дела, женившись с богатой маркизе Доримене, но ухаживания нуждаются в деньгах. С этой целью Дорант использует простодушного господина Журдена. Граф склоняет господина Журдена к мысли, что Доримена не против принять его ухаживания.

Ради осуществления своей заветной мечты – стать аристократом – господин Журден присылает маркизе ценные подарки, устраивает для нее развлечения и банкет в своем доме).

О каких чертах характера Доранта можно говорить? (Он хитрый, коварный, лицемерный; с презрением относится к Журдену, пренебрегает им, но выпрашивает у Журдена подачки; мошенник и авантюрист; одурачивает и Журдена, и маркизу).

Есть ли в комедии порядочные люди? (это госпожа Журден, Клеонт, Ковьель, Люсиль, Николь. Особое внимание к себе предрасполагает Леонт: он честный, благородный, не стыдится своего происхождения; его взгляды противопоставляются понятиям и стремлениям Журдена и Доранта).

Какова тема комедии? (Изображение стремления господина Журдена стать благородным дворянином).

Какие средства комического автор использовал, чтобы наиболее точно изобразить своих персонажей? (Основные средства – юмор, ирония, сатира. Юмор – в отображении смешного в жизненных явлениях и характерах, добродушный смех; ирония – едкая насмешка, замаскированная под внешней благопристойной формой, которая выражает насмешливо-критическое отношение автора к предмету изображения; сатира – в остром осуждающем высмеивании отрицательных явлений).

Что высмеивает и что прославляет Мольер в комедии? (Мольер в комедии разоблачает таких ловких людей, которые стремятся как можно лучше устроиться в обществе, обогатиться за счет других. Мольер также весело смеется над теми, кто дает себя обмануть, но комедиограф верит в большое благородство человека. По его убеждению, здравый смысл и искренность всегда побеждают).

Какие моральные выводы можно сделать, рассмотрев образ господина Журдена? (человек не должен притворяться, а должен воспитывать в себе чувство достоинства, учиться, ни перед кем не ползать).

V. ДОмашняя задача.

Повторить изученное; подготовиться к контрольной работе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Воспитательный потенциал произведения Мольера ” Мещанин-Шляхтич”