“Ворон”, анализ рассказа Бунина



Иван Алексеевич Бунин является признанным мастером не только любовной поэзии, но и прозы. Пожалуй, самым известным считается его цикл рассказов “Темные аллеи”. Сам Бунин писал, что он 38 раз (а именно столько рассказов входит в этот цикл) писал об одном и том же – о любви.

Однако любовь в его произведениях драматична, даже трагична, она сродни Солнечному удару, который оглушает человека и ослепляет на некоторое время, лишая человеческой сущности.

Удивительно, но цикл “Темные аллеи” создавался Буниным в эмиграции в течение 1937-1944 годов, когда в России происходили ужасные события. В самом разгаре были сталинские репрессии, потом началась Великая Отечественная война, самая жестокая из войн. А Бунин писал рассказы о любви.

Но либо потому, что был уже далеко не молод, либо потому, что и в Европе, в частности, во Франции обстановка была неспокойная, весь цикл получился очень мрачным, что понятно уже по названию.

В центре внимания всех рассказов цикла – любовь мужчины и женщины, чаще всего изображенная через призму памяти. Сюжетная формула, как правило, повторяется:

встреча, внезапное сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание или смерть одного из любовников. Однако в каждом рассказе автор находит новые оттенки любовного чувства: любовь-игра, любовь-отчаяние, колдовство или жалость, сострадание.

Любовь у Бунина не перерастает в состояние прочного земного блаженства: читатель не найдет ни истории о счастливом замужестве, ни образа женщины-матери. Главной героиней обычно становится женщина, поэтому ее именем назван рассказ или она становится инициатором разрыва и расставания. Но есть одно исключение – Рассказ “Ворон” , которому и будет посвящен анализ.

Предыстория героев, как почти во всех рассказах этого цикла, практически отсутствует. Автор сразу вводит в действие и выражает свое отношение к Главному герою : “Отец мой похож был на ворона”. А далее следует подробное описание его внешности, доказывающее истинность данного утверждения, и только вскользь упоминается, что отец был давно вдов, а у героя была 8-летняя сестра.

Конечно, нетрудно сопоставить эти факты, чтобы предположить, что мать, скорее всего, умерла при родах дочери.

К сожалению, это было нередко в прежние времена. Похожая ситуация описана в произведении В. Г. Короленко “В дурном обществе”. Там герой после смерти матери тоже не мог найти общего языка с отцом. И здесь сказано, что герой “к счастью, больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее”, а домой приезжал лишь на святки и летние каникулы.

Из всего этого можно сделать вывод, что отношения с отцом не складывались и с сестрой Лилей, видимо, тоже, ведь она была похожа на отца – такая же черноглазая, тоже молчаливая, но “резкая даже в молчаливости, будто постоянно ждавшая чего-то и все как-то вызывающе вертевшая своей черной головкой”.

Однако вскоре все изменилось: вместо “длинной, плоской старухи” нянькой Лили стала “бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца”, которую он церемонно называл по имени-отчеству – “любезная Елена Николаевна”. В общем-то, развитие сюжета было предрешено: влюбленный отец – “ворон” начинает мучительно ревновать к молодому сопернику – своему сыну. А героиня, естественно, влюбляется в юношу, но в ее семье бедственное положение: отец-подчиненный получает у отца-хозяина всего 75 рублей в месяц, а детей еще пятеро – мал мала меньше.

В итоге отец героя, став свидетелем горячего поцелуя Леночки и своего сына, выгоняет его из дома, по сути, не просто лишив наследства, но и “выслав в деревню по этапу”. К счастью, герой смог, по протекции чужого человека, отца его лицейского друга, поступить в Петербурге в министерство иностранных дел, что позволило ему навсегда отказаться не только от наследства, но и материальной поддержки.

Через некоторое время герой видит отца в Мариинском театре вместе с Еленой Николаевной, теперь его женой. “Он, во фраке, сутулясь, вороном”, она “в средневековом платье пунсового бархату с небольшим декольте и рубиновым крестиком”. Все, о чем когда-то мечтал отец, сбылось. Только Леночка, уверявшая молодого человека, что ничто в мире не разлучит их, теперь в театре держалась легко и стройно и оживленно озиралась кругом.

Автор ничего не сообщает о тех чувствах, что испытывает молодой человек, видя теперь Леночку, которую “когда-то мучительно хотел видеть, целовать и прижимать к себе”, рядом со своим немолодым отцом. Ведь принято считать, что первой любовью нужно, как корью, переболеть в более раннем возрасте. Возможно, герой это как раз и сделал, но вслед за Надеждой, героиней рассказа “Темные аллеи”, потом скажет, что “все проходит, да не все забывается”.

А может, судьба еще даст ему шанс встретить свою настоящую любовь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Ворон”, анализ рассказа Бунина