Вопросы и ответы ко 2 главе романа Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…”
Какое значение имеет прочитанный вами эпизод в романе? Интересен ли он читателю, и если да, то чем?
В романе, написанном накануне XXI века, отражаются события конца XIX столетия.
Накануне столь значительных рубежных дат, естественно, общество и его интеллектуальная элита стараются предугадать пути развития страны, особенно такой, как Россия. В разговоре Беневоленского и Ивана выражена позиция писателя о гибельности для общества революционных идей, практическая реализация которых приводит к крупным кровопролитиям, вызванным злобой и
Потому-то, заявляет Аверьян Леонидович, первым пунктом борьбы за свободу должен быть пункт о введении конституционной монархии как первой ступени буржуазно-демократической революции.
Почему диалог Беневоленского и Ивана был подслушан у окна гадающими девушками?
Это художественный прием, усиливающий восприятие прогноза развития страны.
Святочные гадания (вспомним балладу В. А. Жуковского “Светлана”) воспроизводятся Наденькой и Феничкой, чтобы узнать свою судьбу.
Почему Надя отказалась продолжать гадание?
Какова была ее реакция на услышанное?
Она была образована, готовилась стать журналисткой. Диалог заинтересовал ее своим содержанием, и она захотела осмыслить услышанное.
Из какого литературного произведения, изученного вами в этом учебном году, в диалог героев включена известная цитата? В чем ее смысл в обсуждаемой ситуации?
Цитата из романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка” о русском бунте, бессмысленном и беспощадном. В обсуждаемой ситуации подтверждается бессмысленность революционных и террористических действий в борьбе за переустройство общества. Произвол и беззаконие, столь характерное для раздробленной, по определению Аверьяна, России приведут и к беззаконным действиям обиженных толп людей: “Бессмысленный и беспощадный, как бессмысленна и беспощадна сама толпа…”
Аверьян Леонидович – муж погибшей Маши Олексиной, в прошлом придерживался революционных убеждений, но террор не принял. Этот диалог свидетельствует об изменении его позиций, отказе от революционных идей вообще. Основываясь на прочитанном, подумайте, чем вызвано его теперешнее неприятие революции для России.
Его неприятие революционной борьбы вызвано анализом ситуации в России, предвидением возможных кровавых последствий. Особое значение для него имело участие в семидневной обороне Шипки, когда он видел обезумевшие толпы под “зелеными знаменами Пророка” и русскими знаменами. И хотя велась война за свободу, Аверьяна поразило ожесточение людей, безумное неуправляемое ожесточение.
Исторический экскурс позволил ему вспомнить движение Разина и Пугачева как кровопролитные бунты.
- Вопросы и ответы к 9 главе романа Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…” Почему власти столь равнодушно отнеслись к трагедии москвичей на Ходынском поле? Автор сам выражает удивление этому маниакальному следованию “предписанным расписанием празднествам” и приводит высказывание французской прессы о загадочной русской душе. Он видит причину в “свинцовом равнодушии российского венценосца”. Почему не остановили коронационных торжеств и не объявили общенациональный траур, как посоветовал великому князю Викентий Корнелиевич Вологодов? […]...
- Вопросы и ответы к 6 главе романа Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…” Почему автор дает столь подробное описание коронации Николая II, основанное на газетных и журнальных публикациях того времени? Прежде всего, это обстоятельство обусловлено стремлением создать историко-художественное исследование эпохи. Васильев в начале столь подробного описания говорит о причине, заставившей собрать все газетные и журнальные материалы: в истории России эта коронация оказалась последней. Мы видим также из этой […]...
- Вопросы и ответы к 7 главе романа Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…” Если описание торжественной коронации императора передано словами официальной прессы, то события ходынской трагедии даны через художественное изображение, частично через восприятие главной героини. Почему Васильев избирает именно такой путь представления в романе одного из главных исторических событий конца XIX века? Через художественное изображение трагедии и через призму восприятия ее глазами главной героини автору удалось передать то, […]...
- Вопросы и ответы к роману Б. Л. Васильева “Утоли моя печали…” Почему стала возможной ходынская трагедия? Как на этот вопрос отвечает автор? В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оправдывая намечающиеся широкие празднования коронации, генерал замечает: “Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего”. Роман Трифонович Хомяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных […]...
- Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве. В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как […]...
- Вопросы и ответы к 14 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного. На чьей вы стороне? Попробуйте добавить свои аргументы к этому спору. Князь Серебряный хотел понять, чем вызваны полуночные бдения царя и всей его свиты – опричнины. Борис Федорович сумел ему гладко ответить, но при этом не попытался объяснить причин этих обрядов. Тогда Серебряный прямо предлагает Борису открыть […]...
- Б. Л. Васильев. “Утоли моя печали…”. Почему стала возможной ходынская трагедия? В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оправдывая намечающиеся широкие празднования коронации, генерал замечает: “Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего”. Роман Трифонович Хомяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных своих, а не парады с иллюминациями. Отсутствие подлинной заботы о народе […]...
- Вопросы и ответы к IX главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите выезд Пугачева из Белогорской крепости. Отъезд Пугачева из крепости выглядел торжественно. Били барабаны. Развевались знамена. Пугачев разбрасывал толпе деньги. При этом дал поручение Гриневу объявить губернатору и генералам, что через неделю будет в Оренбурге. Как пытался Савельич отстоять барское добро? Объясните поведение преданного слуги. Какие эпизоды дополняют эту сценку? Савельич подал Пугачеву список вещей, […]...
- Вопросы и ответы к девятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства? Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. […]...
- Вопросы и ответы к четырнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Как вы объясните вспышку ненависти и возмущения Николеньки? Почему Володя с ужасом и удивлением смотрит на его выходки? Сам автор пишет о своих отроческих годах, вполне понимая причины, которые вызвали его нелепые и грубые поступки. Он пишет, что они совершались: “Под влиянием… внутреннего волнения и отсутствия размышления…” Вспышка ненависти и возмущения затмила разум. Он не […]...
- Вопросы и ответы к одиннадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Почему глава названа “Единица”? Названия глав повести “Отрочество” определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? “Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову”. Что же мог сделать учитель? “Вдруг рука его сделала […]...
- Вопросы и ответы к VII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, почему возникло “нетерпеливое ожидание опасности”, охватившее Петрушу? “Нетерпеливое ожидание опасности” – чувство, знакомое каждому человеку. Петрушу оно охватило более всего потому, что он жаждал хоть чем-то помочь Маше и спасти ее. “С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”. Почему гарнизону […]...
- Вопросы и ответы к двенадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Какое задание дал отец Николеньке? Отец послал Николеньку в свой кабинет, чтобы тот достал там конфеты, которые он хотел подарить имениннице. Почему и это задание обернулось для него неудачей? На этот раз Николеньку подвело праздное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, […]...
- Вопросы и ответы к X главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите военный совет в Оренбурге. Напомним, что “между ими, кроме самого генерала, не было ни одного военного человека”. Военный совет, в котором военных представлял лишь один престарелый генерал, должен был решить вопрос о способе обороны Оренбурга. Обсуждались три варианта: оборонительный, наступательный и подкупательный. Выбран был способ оборонительный, который подчеркнул неспособность совета принимать разумные решения. Члены […]...
- Вопросы и ответы ко 2 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Что интересного вы узнали для себя о кунсткамере – первом музее, созданном в России Петром I? Почему Тынянов столь подробно его описывает? Читая вторую главу, мы узнали о “немалом хозяйстве” кунсткамеры. Но прежде всего узнали о том, что это был первый музей в России, который был очень широко задуман и стремился удовлетворить самые разнообразные запросы […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его военной службы описана в главе “Сержант гвардии”. В ней рассказано и то, что случилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему глава и получила такое название). Воспитывался Петруша “не по-нонешнему”: с пяти лет им занимался стремянной Савельич […]...
- Вопросы и ответы к шестнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что особенно угнетало Николеньку в его наказании? Сначала Николеньку угнетало одиночество – ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог. Кто поддержал его успокоительной пословицей? Почему пословица стала названием главы? Успокоительную пословицу сказал слуга Николай. […]...
- Б. Л. Васильев. “Утоли моя печали…” ГЛАВА Шестая. Каково отношение автора к описываемой церемонии? ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ ШЕСТОЙ Почему автор дает столь подробное описание коронации Николая II, основанное на газетных и журнальных публикациях того времени? Прежде всего, это обстоятельство обусловлено стремлением создать историко-художественное исследование эпохи. Васильев в начале столь подробного описания говорит о причине, заставившей собрать все газетные и журнальные материалы: в истории России эта коронация оказалась […]...
- Вопросы и ответы к 1 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Что больше всего беспокоит умирающего Петра I? Умирающего Петра I более всего терзает мысль о том, что некому ему доверить свой “немалый корабль” – Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет. Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского. Каким предстает в этой […]...
- Вопросы и ответы к VI главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”. Совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”, было посвящено приближению войск Пугачева. Для этого капитан Миронов прочитал своим офицерам бумагу, присланную в крепость генералом. Комендант понимал, что “принять надлежащие меры” в его условиях нереально, но обратим внимание на его выводы: “Однако делать нечего, […]...
- Вопросы и ответы к XIV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, […]...
- Вопросы и ответы к XI главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите “дворец” Пугачева. “Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе”. Можно объяснить причины, по которым […]...
- Вопросы и ответы к V главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Почему глава названа “Любовь”? Название главы определяют не только события, которые происходят после дуэли. Мы видим, что в крепости завязываются новые отношения и возникают неожиданные проблемы. Так, твердая решимость Петра Гринева жениться на Маше Мироновой вызывает активный протест его отца. Положение Петруши стало сложным. “Дух мой упал”, – пишет он. Эти переживания были связаны с […]...
- Вопросы и ответы к VIII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В главе VII Маша обращается к отцу за благословением – “бледная и трепещущая”, а в главе VIII в разгромленной комнате Маши из-за шкафа выбирается Палаша, тоже “бледная и трепещущая”. Как объяснить такое повторение эпитетов? Такое повторение эпитетов помогает передать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости. Бедные девушки были потрясены и не могли […]...
- Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести “Отрочество”. Глава “Гроза” описывает конец весны – начало лета. Это описание до деталей точно. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы – и краски, и запахи, и звуки: “…в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Что мы узнаем из первой главы о том “бранном, трудном времени”, когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опираясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи. События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело […]...
- Вопросы и ответы к пятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку? Главным в этом описании было “воспоминание о несчастии, постигшем” Николеньку: он “снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха”. Особенно пугала Николеньку неизвестность. В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна? Николенька считал, […]...
- Вопросы и ответы к IV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, что глава названа не “Дуэль”, а “Поединок”? Уже чтение первых глав убедило нас в том, что жизнь в Белогорской крепости течет по старинке. Поэтому и название схватки соперников естественней назвать так, как это принято на Руси. Слово дуэль, происходящее от латинского война, пришло в обиход достаточно поздно и в условиях Белогорской крепости […]...
- Вопросы и ответы к XII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Подготовьте рассказ о спасении Маши Мироновой из плена. Петр Гринев приехал с Пугачевым в Белогорскую крепость, и они сразу же подъехали к крыльцу комендантского дома. Очень скоро выяснилось, что Маша находится в этом же доме. Несмотря на попытки Швабрина не допустить к ней Гринева, их встреча состоялась, и Пугачев узнал, в каком бедственном положении находится […]...
- Вопросы и ответы к четвертому тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Какова основная тема четвертого тома романа? Основная тема этого тома -“дубина народной войны”, партизанское движение как проявление общенародного патриотизма. Писатель убедительно показывает, что победа России в войне 1812 года определялась не удачными диспозициями, не талантом военачальников, не превосходством в военной силе, а действиями народных масс, единством народа в борьбе с захватчиками. Это единство особенно ярко […]...
- Вопросы и ответы ко второму тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Как Л. Н. Толстой понимал “настоящую жизнь”? Писатель считал, что настоящая жизнь людей с их заботами о здоровье, о воспитании детей, с их личными и служебными интересами, текла независимо от политики, взаимоотношений русского царя и Бонапарта. Но жизнь вскоре покажет, что это не так. События 1812 года, описанные в третьем томе романа, перевернут жизнь людей, […]...
- Вопросы и ответы к комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Какова основная тема комедии “Ревизор”? Выполнил ли Гоголь поставленную перед собой задачу: “собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем”? Есть ли в комедии положительные герои? На сцене их нет. Но писатель подчеркивал, что в “Ревизоре” положительный герой присутствует. Это – смех. Смех бичующий, разоблачающий и… исцеляющий, помогающий […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. Горького (№2) 1. Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек – это звучит гордо, на фоне нищенской жизни ночлежки звучат искусственно, декларативно и отвлеченно. Это идеальная правда о человеке, не имеющая никакого отношения к действительности. 2. Каков итог появления Луки в ночлежке (“На дне” М. Горького)? Лука всех утешает, внушает […]...
- Вопросы и ответы к народной исторической песне “Правеж” Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, […]...
- Вопросы и ответы к поэме “Анна Снегина” С. А. Есенина 1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы С. Есенина “Анна Снегина”? В поэме “Анна Снегина” соединяются лирическое и эпическое начала. Лирическая линия связана с памятью о юношеской любви героя к “девушке в белой накидке”. Эпическое в поэме образуется событиями Первой мировой войны, революции, классовой борьбы в деревне. В решении эпической темы поэт наследует реалистические некрасовские […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ II Внимательно прочитайте описание пейзажа от слов: “Я приближался к месту моего назначения…” до слов “Я проснулся. Лошади стояли…”. Подготовьте выразительное чтение описания бурана. Выразительное чтение описания бурана вы уже готовили, когда читали очерк С. Т. Аксакова “Буран”. Описание бурана в “Капитанской дочке” во многом написано под впечатлением чтения этого очерка. Но стоит проследить за ходом […]...
- Вопросы и ответы к теме “Из средневековой поэзии Востока” Что вам известно об истории возникновения классической поэзии Ближнего Востока? История возникновения классической поэзии Ближнего Востока начинается в VII веке, в период вторжения войск Арабского халифата в Иран и Среднюю Азию. Несмотря на насаждение ислама, иракская литература продолжала развиваться на арабском языке. В X веке на территории Восточного Ирана образовалось государство Саманидов и сформировался таджикский […]...
- Вопросы и ответы к роману “Петр I” А. Н. Толстого 1. Как эволюционировала “петровская” тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: “Наваждение”, “День Петра”, “Марта Рабе” – А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, […]...
- Творчество. Ответы на вопросы (Маяковский В. В.) Вопросы: 1) Сходства Пушкина и Маяковского в теме назначения поэта. 2) Ранняя лирика Маяковского. 3) Поэма “Хорошо”. 4) Необычайность рифм Маяковского. 5) “Стихи Маяковского нужно читать всем хором, всем ором”(М. Цветаева). Как вы понимаете это выражение? Ответы: 1) В. Маяковский в своем стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче” как и А. С. […]...
- Вопросы и ответы к роману И. А. Гончарова “Обломов” (№1) Роман (бессмертное произведение) “Обломов” был напечатан в 1859 году. Докажите общественную значимость, актуальность его в это время. Феодально-крепостнический строй изжил себя. Поражение России в Крымской войне, смерть Николая I, общественный подъем, приведший к обострению борьбы за отмену крепостного права, – все это способствовало популярности и актуальности романа. И. А. Гончаров убедительно показал, что крепостное право […]...