Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№5)

1. Какие особенности позволяют говорить о “театре Вампилова”?

В литературе укрепилось понятие “театр Вампилова”. Это значит, что драматург создал свой уникальный художественный мир, свою эстетическую систему. Все вампиловские пьесы полифоничны, допускают разные толкования при том, что авторский идеал выражен достаточно отчетливо.

Быт вмещает экзистенциальные проблемы бытия и раздвигается до философского понимания человеческой жизни, до проблем общечеловеческого братства или всеобщего отчуждения, потери собственного

“я” или самоидентификации.

Художественный мир театра Вампилова организован не закономерностью, а случаем. Случай вносит игровое начало в пьесу, но от неожиданного хода – водевильного или фарсового – дальнейшее действие развивается по психологическим законам, выявляя нравственные потенции героев, их истинную сущность. Герои не одномерны, с раз и навсегда прикрепленными ярлыками, а люди с разным, иногда противоречивым сочетанием добродетели и греховности, здравомыслия и безрассудства, благородства и низменных проявлений натуры.

(middle) -->

В одном произведении А. Вампилов соединяет разножанровые элементы (фарс, водевиль, психологическую и бытовую драму, трагикомедию и комедию положений).

2. Каков лейтмотив пьесы А. Вампилова “Старший сын”?

Лейтмотивом пьесы А. Вампилова “Старший сын” является варьируемая по-разному фраза о братстве людей. Вначале Сильва, иронизируя, говорит Васеньке Сарафанову, что человек человеку – брат и поэтому Васенька должен впустить в Дом незнакомых людей, обогреть их. Затем Бусыгин, назвавшись сыном Сарафанова, чувствует ответственность старшего брата за судьбу Васеньки и Нины.

Наконец, Сарафанов рассказывает об оратории, которую он задумал написать и которая будет называться “Все люди – братья”.

3. Что объединяло драматургов “новой волны”?

Драматургов “новой волны” объединяло изображение человека в сфере повседневного быта, который разъедает, уничтожает всякие духовные порывы. Герои испытывали тоску по неосуществленным идеалам, но не могли вырваться из круга “кухонных” мелочей. В драматургии “новой волны” никогда не выражалась авторская позиция, не было позитивного идеала.

Отсюда беспросветность и бесперспективность судеб героев. Общее было и в отношении к театру Чехова, ассоциации с которым рождались при просмотре пьес Л. Петрушевской, Л. Разумовской, В. Арро, А. Смирнова.

4. Можно ли повесть М. Кураева “Капитан Дикштейн” считать фантастической?

Несмотря на подзаголовок повести “Капитан Дикштейн, “фантастическое повествование”, ничего фантастического в жизни героя нет. Его судьба сложилась по воле случая, каких немало было во взвихренное время революции. Все события реалистичны, оправданы действительностью, а не какими-то нереальными трансформациями.

5. Какие проблемы ставит В. Астафьев в повести “Печальный детектив”?

Основные проблемы: проблема национального характера; народной морали; расчеловеченность молодых современников; взаимоотношения отцов и детей; интеллигенция и образованщина (по выражению А. Солженицына).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№5)