Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№3)
1. Какова концепция человека и природы в романе Ч. Айтматова “Плаха”?
Ч. Айтматов считает человека частью природы. Человек должен жить в гармонии с природой, не нарушая ее извечного круговорота. Всякое насильственное вторжение в природу ведет к самоуничтожению человека, к катастрофе. Природа мстит человеку, не разбирая, кто прав, кто виноват.
Так произошло с сыном Бостона. Базарбай разорил волчье логово, унес маленького детеныша. Но не его настигает кара, а доброго и умного Бостона, который, стреляя в волчицу Акбару, убивает собственного
2. Почему Ч. Айтматов обращается к образу волка и наделяет его человеческим сознанием?
Волки в концепции Ч. Айтматова олицетворяют весь природный мир. Истоки этого образа – в киргизской мифологии и легендах мировой культуры. Согласно римской легенде, капитолийская волчица вскормила будущих основателей Рима. В киргизских мифах волчица считалась прародительницей племени, а у человеческих детей и волчат был один и тот же покровитель.
Недаром имя главного героя Бостона переводится как “серая шкура”, что говорит о том, что в его роду тотемом был волк. Волчица Акбара
Человек и волк составляют как бы целое – природу.
3. Почему А. Солженицыну понадобился всего один день для изображения жизни героя в повести “Один день Ивана Денисовича”?
А. Солженицын показал один рядовой день лагерной жизни в мельчайших подробностях и деталях. Но из череды именно таких дней состояла вся жизнь заключенного.
Поэтому не надо было нагнетать ужасы, показывать что-то чрезвычайное. Гораздо страшнее монотонность, то, к чему притерпелся человек в лагере, что не считалось катастрофой гуманизма, но ярче всего и раскрывало ее.
4. Почему болит душа у героев рассказов В. Шукшина?
Герои В. Шукшина испытывают разлад: внутренняя тяга к красоте, духовности наталкивается на внешнюю агрессию практицизма, голого расчета, стяжательства. Их души болят от невозможности приблизиться к идеалу. Возвышенные порывы наталкиваются на непонимание, насмешку, издевательство.
Отсюда рождается несуразное, смешное сопротивление всему бездуховному, практичному, земному (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”, “Чудик”, “Микроскоп”).
5. Что нового внес в русскую прозу 1970-х годов Ю. Трифонов?
Ю. Трифонов явился представителем так называемой “городской”, или “интеллектуальной” прозы. Она исследует движение духа, драму идей, внутреннего сознания. В повестях “Обмен”, “Предварительные итоги”, “Долгое прощание” жизнь героев складывается из мелочей быта, в погоне за которыми происходит подмена истинных ценностей ложными, опустошается душа, становится бесчувственной к другим. Человек не замечает, как измельчается, растрачивается на несущественное.
Писатель прослеживает потерю духовного аристократизма, опошление человека, совершаемые не однажды, а постоянно и постепенно.
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№4) 1. Почему такое бурное развитие в 1970-е годы получила авторская песня? Назовите ее представителей. Авторская песня возникла как внелитературная, неопубликованная поэзия, передаваемая в магнитофонных записях или устно. Она играла особую роль в условиях цензуры, когда многое невозможно было передать через печатное слово. Это была своеобразная отдушина, допускавшая значительную свободу слова. Авторская песня выступала в разных […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№2) 1. Что нового внесла в художественную литературу “лейтенантская проза”? “Лейтенантская проза” показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был нерасчлененной массой, что были разные люди, по-разному проявлявшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом – трусость и шкурничество, предательство и малодушие. “Лейтенантская проза” углубила психологизм и драматизм […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№5) 1. Какие особенности позволяют говорить о “театре Вампилова”? В литературе укрепилось понятие “театр Вампилова”. Это значит, что драматург создал свой уникальный художественный мир, свою эстетическую систему. Все вампиловские пьесы полифоничны, допускают разные толкования при том, что авторский идеал выражен достаточно отчетливо. Быт вмещает экзистенциальные проблемы бытия и раздвигается до философского понимания человеческой жизни, до проблем […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№1) В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? Русская литература XX века развивалась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны “горячих точек”. Эти события нашли отражение в создаваемых художественных произведениях различных направлений и течений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эстетических позиций писателей. […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№6) 1. Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века? Существовали две художественные системы – реализм и модернизм, в которых были свои стилевые течения. 2. Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века? В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм. 3. Какие слова и образы были […]...
- Вопросы и ответы по теме “Литература романтизма и просвещения” Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается к пропаганде философских идей как средство перевоспитания человечества. Основная идея Просвещения – идея “естественного человека”, которая от рождения имеет права и свободы. Критерий красоты у Просвещения – умное и полезное. Романтизм отбрасывает современность, родившуюся Французской […]...
- Вопросы и ответы с ответами к теме “Поэзия XIX века” Что такое “Сокращенная вселенная”? “Сокращенной вселенной” назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин. Кто является зачинателем русского романтизма? Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова – послания и элегии. Кто назвал басни И. А. Крылова […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты-эмигранты XX века” 1. Назовите писателей старшего поколения – эмигрантов I волны. И. Бунин, А. Белый, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Ремизов, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и др. 2. Почему младшее поколение писателей-эмигрантов было названо незамеченным? Писатели младшего поколения ко времени эмиграции еще не сложились в творческом отношении в России. Они не […]...
- Вопросы и ответы к теме “Задонщина” – выдающийся памятник литературы XIV века” Кто является автором произведения и какие источники им использованы? “Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата свого царя Мамая”), называемое “Задонщиной”, было написано брянским боярином Софонием. Оно создано в конце XIV века. Автор использовал летописную повесть, устные народные предания и “Слово о полку Игореве”. О чем […]...
- Вопросы и ответы к теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века” Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века”? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: “Минули годы, годы, годы…”; “Пропало славы обветшалой воспоминанье […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика М. Ю. Лермонтова” Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы […]...
- Вопросы и ответы к теме “Басни И. А. Крылова” Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова – это “ларчик с секретом”. В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне […]...
- Вопросы и ответы к теме “Фантастические рассказы Рея Брэдбери” Где происходит действие рассказа Брэдбери “Все лето в один день” и чем эта планета отличалась от других? Действие рассказа происходит на планете Венера. Здесь непрестанно идут дожди, и только один раз в семь лет на несколько часов появляется солнце. Дети, которым было девять лет, не знают, что такое солнце, потому что не помнят его. Чем […]...
- Вопросы и ответы к теме “Из средневековой поэзии Востока” Что вам известно об истории возникновения классической поэзии Ближнего Востока? История возникновения классической поэзии Ближнего Востока начинается в VII веке, в период вторжения войск Арабского халифата в Иран и Среднюю Азию. Несмотря на насаждение ислама, иракская литература продолжала развиваться на арабском языке. В X веке на территории Восточного Ирана образовалось государство Саманидов и сформировался таджикский […]...
- Вопросы и ответы к теме “Портреты” Как вы думаете, почему в произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо? В сказках, былинах и других произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо. Стоит сказать: “красная девица” или “добрый молодец”, и все становится понятным. Даже когда А. С. Пушкин сочинял сказки, то и его герои были сходны с фольклорными: “тридцать витязей прекрасных”, […]...
- Вопросы и ответы к теме “Боевое товарищество Запорожской Сечи” Почему Запорожская Сечь стала организацией украинского казачества? Когда и где основана Запорожская Сечь? Запорожская Сечь возникла в конце XVI века на островах за днепровскими порогами. Она была центром запорожского украинского казачества. Здесь были опытные воины, патриоты. Сечь состояла из шестидесяти с лишним куреней, которые походили на отдельные республики. Чем была Запорожская Сечь для тех, кто […]...
- Вопросы и ответы к теме “Известные цитаты” Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что “…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель”? Как вы понимаете слово “Отбиратель” в этом афоризме? Почему, как вы думаете, автор написал слово “Отбиратель” с большой буквы? Ян Амос Коменский, несомненно, прав. Думающим читателем можно считать человека, сознательно выбирающего себе […]...
- Вопросы и ответы к теме “Реализм” Какие признаки реализма вы можете назвать? Среди черт реализма – правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими […]...
- Контрольные ответы к теме “Миф и литература” Что такое миф? Миф (от греч. Слово, язык) – пересказ, легенда, которая возникла в глубокой давность, ранние образцы устного народного творчества. Миф отбивает стремление людей выяснить причины и смысл явлений, которые наблюдаются, исходя из убеждений в существовании божественных сил. По мифам, в жизнь человека и всего живого вмешиваются боги. Миф содержит в себе выдуманные, фантастические […]...
- Вопросы и ответы к теме “Мифы народов мира” Кто такой в славянской мифологии Ярила? Ярила, Ярило в славянской мифологии – божество весеннего плодородия. “Разукрасилась Земля злаками от жарких поцелуев Ярилы”, – говорится в мифе. Какой волшебной силой обладал Ярила? Как преобразилась Мать-Сыра-Земля под ласковым взглядом юного, вечно радостного Яра? Как связаны рождение и смерть человека с Ярилой согласно мифу? Имена еще каких богов […]...
- Вопросы и ответы к теме “Фольклор” Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. С. Высоцкого “Зарыты в нашу память на века…” Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово “прошлое” поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф? Художественные приемы показывают отношение поэта к […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика А. С. Пушкина” Место лирических стихотворений в творчестве А. С. Пушкина. Великий национальный поэт России писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. В них отразился богатейший духовный мир поэта, его отношение к жизни, его переживания. Судьбу поэта никто не назвал бы легкой, но его лирика поражает оптимизмом, верой в жизнь, добрые начала в человеке. В стихотворениях Пушкина нашли […]...
- Вопросы и ответы к теме “Герои произведений” Проверьте свою память и назовите произведения, в которых вы встречали имена героев: Святогор, Артур, Ланселот, Роланд, Герасим, Людмила, Мизгирь, Руслан, Татьяна. Святогор встречался в былинах; Герасим и Татьяна – в повести И. С. Тургенева “Муму”; Людмила и Руслан – в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”; Мизгирь – в “Снегурочке” А. Н. Островского. Знакомство […]...
- Вопросы и ответы к теме “Пушкин-лицеист” Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал лицеистом в 12 лет. Уже в этом возрасте он был очень начитан и владел французским языком, а значит, читал книги на французском и на русском языках. В Лицее ученики занимались спортом, и в этом юный […]...
- Вопросы и ответы к теме Новаторский театр Б. Брехта Многогранность творческой деятельности Б. Брехта. Бертольд Брехт (1898-1956) – немецкий поэт, драматург, прозаик, критик, режиссер, выдающийся теоретик театра, чье творчество отмечалось активным поиском новых художественных форм. Свои взгляды на театральное искусство Брехт изложил в многочисленных статьях: “Об опере” (1930), “Современный театр – театр эпический” (1931), “Театр развлечений или театр поучения?” (1935), “Об экспериментальном театре” (1939), […]...
- Вопросы и ответы к теме “Романтизм” Каких писателей и какие произведения романтического направления вы могли бы назвать? Ответ на этот вопрос уже дан выше, в разделе “О русской литературе”. Можно дополнить, назвав еще баллады В. А. Жуковского “Светлана”, “Людмила”, “Замок Смальгольм”, его элегии и другие стихотворения, Роман Ф. Стендаля “Пармская обитель”, поэму Дж. Байрона “Путешествие Чайльд Гарольда”, романы Ж. Санд “Индиана” […]...
- Вопросы и ответы к теме “Творчество А. С. Пушкина” Пушкин создал два стихотворения с одинаковым названием: “Воспоминания в Царском Селе”. Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым поэтом XVIII века Державиным? Первое стихотворение “Воспоминания в Царском Селе” написано в 1814 году и было предназначено для прочтения на экзамене. “Я прочел мои “Воспоминания […]...
- Вопросы и ответы по теме “Лирика А. С. Пушкина” и М. Гоголя “Мертвые души” Что такое “лирика”? Слово “лирика” происходит от греческого слова “лира”, которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом этим словом начали обозначать один из видов литературных произведений: лирика, эпос, драма. Лирические произведения изображают внутренний мир человека, ее чувство, мысли, переживание. Лирике присущий повышенная эмоциональность, особая взволнованность языка, внутренняя гармония. Какие основные темы лирики […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты о Великой Отечественной войне” (№2) Почему песня “Священная война” стала эмблемой патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны? В песне “Священная война” В. Лебедева-Кумача выразилась вся сила ненависти к фашизму и любви к Родине. В песне звучал и призыв “Вставай, страна огромная!”, и клятва “Дадим отпор душителям”, и определение войны как народной и священной. Слова отражали всю гамму чувств, […]...
- Вопросы и ответы к теме “Мифы Древней Греции” Что такое миф? Мифы – это античные, библейские и другие предания, сказания о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев. Какова основная тематика древнейших мифов? Это Мифы о животных, о превращении людей в животных и растения. Широко известны мифы древних греков о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература Возрождения” Назовите временные границы эпохи Возрождения (Ренесанса). Какая страна первой стала на путь Возрождения? Какие социальные и экономические причины возрождения духовности и культурного подъема? Феодальная раздробленность, которая существовала в средние века, феодальные распри и отсутствие свободного общения людей мешало развитию торговли, науки и культуры. Существование границ и разобщенности стало восприниматься как препятствие для развития прогресса. В […]...
- Вопросы и ответы к теме “Устное народное творчество” Что такое фольклор и какие его виды вы знаете? Когда люди поют песни? На какие группы можно разделить народные песни? Среди народных песен выделяют песни колыбельные, календарные, обрядовые, исторические и лирические. Что характерно для исторических песен? Обращение к важным событиям народной жизни: войнам, восстаниям и отражение народного отношения к историческим событиям. В исторических песнях выразились […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты о Великой Отечественной войне” (№1) Каковы основные темы стихов о Великой Отечественной войне? В стихах о войне 1941 – 1945 годов можно выделить следующие темы: тема патриотизма и героизма народа (Ахматова “Мужество”, “Клятва”); бессмертие подвига солдата ; тема памяти и верности (Б. Окуджава “До свидания, Мальчики…”). Как в стихотворениях поэтов раскрывается тема героизма и патриотизма людей в Великой Отечественной войне? […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература постмодернизма” Что такое постмодернизм? Постмодернизм (современный, наиновейший) – общее название совокупности новейших тенденций в литературе, философии, искусстве, которые возникли после модернизма и авангардизма. Тяготеет к стилизации, цитированию, переиначиванию, реминисценции. Философские основы постмодернизма развивались в работах философов Ж. Деррида, Г. Делеза, Ж. Ф. Лиотара. Отличают две волны постмодернизма: 50 – 71-те года XX ст. Г. Грасс “Жестяной […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература второй половины XX столетия” Какие события в общественной жизни обусловили основные тенденции развития литературы второй половины XX века? Какие из существующих литературных течений получили дальнейшее развитие во второй половине ХХ века? Во второй половине XX ст. дальнейшее развитие получили экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.), западный модернизм (В. Дж. Голдинг, Дж. Апдайк и др.), научная фантастика (Р. Бредбери, […]...
- Вопросы и ответы к теме “Русские народные сказки и сказки народов мира” Какие лучшие человеческие качества прославляются в сказках? В сказках прославляются любовь к родине, мужество и отвага, доброта и трудолюбие, мастерство и творчество. Что общего можно увидеть в сказках разных народов? В сказках всех народов утверждаются идеалы добра и справедливости, добро побеждает зло. Как характеризует Ивана его решение уйти вместе с братьями биться с Чудом-Юдом? Какие […]...
- Тестовые задания по теме “Русская литература первой половины XIX века” Тестовые задания по теме “Русская литература первой половины XIX века” Вариант 1. Художественное направление (в России – в конце XVIII и начале XIX в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы – А) классицизм б) сентиментализм В) романтизм г) реализм 2. Жанр, обеспечивший В. А. Жуковскому славу в […]...
- Вопросы и ответы к поэзии Ф. И. Тютчева Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя стихотворение Ф. И. Тютчева “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…”? Прием олицетворения природы является одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты (сад, объятый негой, месяц золотой, мир бестелесный), метафоры (сладко дремлет сад темно-зеленый, соседний ключ… говорит, изнемогло движенье, труд уснул, проснулся гул и т. д.). […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “Поэт” Какова основная тема этого стихотворения? Почему Пушкин обращается к образу античного бога Аполлона, покровителя искусства? Тема поэтического вдохновения, отличающего поэта от обычного человека в минуты творческого подъема. Вдохновение может прийти к поэту внезапно и незаслуженно. Описание событий в романах и других произведениях он сравнивает с жертвоприношением богу Аполлону, покровителю муз и искусств. В стихотворениях о […]...