Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Листок”
Можно ли выделить в стихотворении “Листок” сюжет? Если он есть, то кратко перескажите.
Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было долгим. Жестокая буря донесла его до Черного моря. Листок прижался к корню молодой чинары и просил у нее приюта, но гордая красавица не захотела ему помочь. Ей не интересны были его “небылицы”, и она прогнала его от себя.
Такова история горьких скитаний дубового листка.
Образы дубового листка и чинары контрастны. Докажите это утверждение, пользуясь текстом стихотворения.
Мы
Как можно объяснить суровый отказ чинары? Почему, как вам кажется, она не хочет приютить дубовый листок?
Счастливая чинара не может понять горя бедного дубового листочка, ведь ее жизнь течет счастливо и радостно. Так чинара не может понять
Сравните стихотворения В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова.
В чем их сходство и отличие?
Дубовый листок в стихотворении В. А. Жуковского оторвался от ветки и мчится по воле ветра и рока. Листки лавра и розы, которые тоже оторвал ветер, мчатся, как и он, неведомо куда. На пути этих странников нет преград, нет встреч, которые бы заставили их подумать о перемене своей судьбы, как это случилось у листка в стихотворении М. Ю. Лермонтова.
В стихотворении В. А. Жуковского нет и скорби бедного листка о своей судьбе, он покорен року. Листок в стихах М. Ю. Лермонтова чувствует горечь своего скитания и пытается изменить свою судьбу.
Какое чувство занимает центральное место в стихотворении Лермонтова?
В стихотворении “Листок” М. Ю. Лермонтова центральное место занимает чувство тоски и бесконечного одиночества. Попытка его преодолеть не приносит успеха.
К стихотворению Лермонтова “Листок” создано множество иллюстраций, на его текст написаны песни и романсы. Чем, на ваш взгляд, привлекло это произведение художников и музыкантов?
Художников и музыкантов привлекла искренность и яркость передачи чувства одиночества, музыкальность строк этого произведения.
Справка. К стихотворению “Листок” создали иллюстрации А. М. Васнецов, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, Я. Коган и др. К этим стихам написали музыку Н. И. Полежаев, В. И. Зверев, В. А. Золотарев и др.






Related posts:
- Лермонтов, Листок. Можно ли выделить в стихотворении “Листок” сюжет? Лермонтов, Листок. Можно ли выделить в стихотворении “Листок” сюжет? Можно ли выделить в стихотворении “Листок” сюжет? Если он есть, то кратко перескажите. Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было долгим. Жестокая буря донесла его до Черного моря. Листок прижался к корню молодой чинары и просил у нее приюта, но гордая красавица не захотела […]...
- “Листок” анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение “Листок” было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале “Отечественные […]...
- Анализ стихотворения Листок (Лермонтов М. Ю.) Листок-странник скитается по миру долгое время, и вот он находит приют у корней “морской царь-девицы” – чинары. Здесь есть все: прохлада, защита от палящего солнца, песни райских птиц, радующие слух. Лист просит приют у чинары, но она горда и неприступна, самолюбива. Это дерево – единственное у побережья, один “причал” для гостей. И чинара, не пуская […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова Листок Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М. Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком и отправился в странствия. Говоря о теме странствия, необходимо обратить внимание на использованный эпитет “гонимый”. Дело в том, что стихотворение написано после возвращения из отпуска на ссыльный Кавказ. Таким образом, […]...
- Краткое содержание: Листок (Лермонтов) Листок Дубовый листок оторвался от родимой ветки. И жестокая буря погнала его в степь. По дороге он засох и увял от холода, зноя и горя. Так он долетел до Черного моря. У Черного моря стояла молодая чинара (современный род крупных и высоких листопадных деревьев). С ней шептался ветер, который одновременно ласкал ее зеленые ветви. На […]...
- Листок (Лермонтов Михаил Юрьевич Стихи) Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот наконец докатился до Черного моря. У Черного моря чинара стоит молодая, С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская, На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской черь-девицы. […]...
- Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок” было написано в 1841 году. Центральный образ стихотворения – гонимый жестокой бурей листок. Это символ одинокого существования, скитальческого, бесцельного. Не Лермонтов является автором этого символа. До него образ одинокого листка был широко известен и использовался такими художниками, как французский поэт Антуан Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы” Исследователи определяют жанр стихотворения “Три пальмы” как балладу. Согласны ли вы с таким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете? В стихотворении “Три пальмы”, названном Лермонтовым в подзаголовке “Восточное сказание”, проявляются черты балладного жанра. Это суровая мужественность сюжета, его острая конфликтность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость композиционных форм, ритмическая организация стиха. […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “На севере диком” К какому виду лирики вы отнесете это стихотворение – пейзажной или философской? Обоснуйте свои выводы. Целесообразно отнести это стихотворение к философской лирике, потому что ее основная тема – одиночество, типичная лермонтовская проблема, поднятая поэтом во многих его лирических произведениях. Какую роль выполняет в этом стихотворении пейзаж? Вспомните, что мы говорили о метафорах, анализируя стихотворение “Пленный […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Пленный рыцарь” Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста. Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы. Противопоставлены в его сознании “грешная молитва” и “песни во […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Бородино” 1. Когда было написано стихотворение “Бородино”? Какой дате оно посвящено? Стихотворение “Бородино” было написано в 1837 году и посвящалось 25-й годовщине Бородинской битвы. 2. В чем особенность данного стихотворения? Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года – народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Листок” Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой” В чем вы видите основную мысль этого стихотворения? В стихотворении на примере судьбы Байрона Лермонтов как бы предугадывает свой будущий конфликт с обществом, ощущает неизбежность своего раннего трагического конца и вместе с тем выражает уверенность в своем избранничестве. Чего больше в нем – ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве? Ощущение трагизма личной […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика М. Ю. Лермонтова” Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы […]...
- Образ поэта-изгнанника в лирике Лермонтова Образ поэта-изгнанника в лирике М. Ю. Лермонтова Судьба Михаила Юрьевича Лермонтова драматична: он прожил короткую, но неспокойную жизнь. Его лирика, отражавшая истинные чувства поэта, не была угодна официальным властям. Сразу же после смерти А. С. Пушкина и появления стихотворения “Смерть Поэта” Лермонтов оказался в ссылке. После этого об раз лирического героя, лишенного дома и друзей, […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. С. Гумилева “Прапамять” Какой предстает жизнь в восприятии Н. С. Гумилева? Как показано в стихотворении движение времени? Какое значение имеет в стихотворении повторение союза “и” и частицы “вот”, указывающей на последовательность действий, смену явлений? В стихотворении показан безостановочный круговорот жизни. То, из чего слагается этот круговорот, мелькает перед глазами читателя. Союз и помогает восприятию этого мелькания, как и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “Поэт” Какова основная тема этого стихотворения? Почему Пушкин обращается к образу античного бога Аполлона, покровителя искусства? Тема поэтического вдохновения, отличающего поэта от обычного человека в минуты творческого подъема. Вдохновение может прийти к поэту внезапно и незаслуженно. Описание событий в романах и других произведениях он сравнивает с жертвоприношением богу Аполлону, покровителю муз и искусств. В стихотворениях о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “19 октября” Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. С. Высоцкого “Зарыты в нашу память на века…” Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово “прошлое” поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф? Художественные приемы показывают отношение поэта к […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся” В стихотворении “Прозаседавшиеся” есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете К каждой из групп. Аудиенция – официальный прием у высокопоставленного лица. Со времени она – с давних пор. Тео – театральный отдел […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Некрасова “Школьник” В стихотворении Некрасова речь идет о Ломоносове. Что помогает нам это понять? Перечитаем шестую строфу стихотворения: Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик. В этой строфе говорится о Ломоносове – архангельском мужике, который “по своей и Божьей воле / Стал разумен и велик”. В остальных […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К Чаадаеву” Какая основная мысль стихотворения “К Чаадаеву”? Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную. Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны (“Отчизны внемлем призыванье”), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: “…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина “На распутье” Какое чувство вызывает у вас описание степи, заросшей бурьяном? Почему в этом описании поэт использует слова “поле”, “степь”, “равнина”, “край”? Какие эпитеты к ним обогащают картину степи? Объясните значение олицетворений: “былое дремлет вечным сном”, “дремлет полдень”. Описание степи, заросшей бурьяном, вызывает тревожное чувство. Безграничность окружающего простора подчеркивается обилием слов, называющих его (это и поле, и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Послушайте!” Что должны услышать читатели в стихотворении? Могли бы вы назвать героев этого стихотворения? Прежде всего, читатели должны услышать и прочувствовать лирический настрой поэта на постижение высокого в жизни. Зажигающиеся звезды связывают душу человека с космическим пространством. Являясь творением Бога, они озаряют смысл человеческой жизни. Когда горит звезда, земному человеку не страшно. Маяковский создает непривычный образ […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы “Песенка об Арбате” Как можно понять слова автора, что Арбат – его “призвание”, “религия”, “отечество”? Вслед за словом “призвание” мы читаем: “Ты – и радость моя, и моя беда”. Арбат – малая родина поэта, как и многих коренных жителей столицы. Призвание, религия, отечество – применительно к улице твоего детства и юности можно понять как судьбу, посланную свыше, так […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К сестре” Поэт обращается к сестре и обещает ей “пук стихов”. Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? “Пук стихов” – это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы “Письмо к маме” Почему каждая строфа завершается одними и теми же строками, относящимися и к простому солдату, и к следователю, и к конвоиру, и к “вождю народов”? Здесь явная пародия на идеологическую пропаганду, утверждавшую, что в нашем социалистическом государстве все делается во благо народа и во имя народа, в том числе и ведется борьба с так называемыми “врагами […]...
- Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму? В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году. Кто такой Мцыри и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Каких героев стихотворения вы можете назвать? Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой – персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении. Почему геликон назван “меднорожим”? (Геликон – басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя? Меднорожим он назван и потому, что сделан […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина “Помню – долгий зимний вечер” Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который Мама поэта так умело украсила воспоминаниями о теплом лете. Сохраните в рассказе те приемы, которые использовал поэт. Рассказ может выглядеть таким образом:”Мама умела превратить зимний вечер в воспоминание о теплом летнем дне. Она помогла сыну вспомнить тихий шепот леса, полдневный летний зной, шум берез и то, как за […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус “14 декабря” Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов – 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […]...
- Мотив одиночества в лирике Лермонтова М. Ю Центральный мотив, прохордящий через все творчество Лермонтова – мотив одиночества. Например, “Парус”, “Утес” (1841): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Ho остался влажный след в морщинеСтарого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. В стихотворении “Дубовый листок оторвался от ветки […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова “Тени прошлого” Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору “волны небытия”? […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Заболоцкого “Я воспитан природой суровой” Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, – надежное, прочное, но не любящее эффектов. Желание приобщиться к такому миру, какой он есть – скромному и прекрасному, – больше всего […]...
- Вопросы и ответы к роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (№2) 1. Почему М. Ю. Лермонтов рассказывает о событиях в романе “Герой нашего времени” не в хронологической последовательности? Какова должна быть эта последовательность? М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех […]...
- Вопросы и ответы к сочинению М. Ю. Лермонтова “Панорама Москвы” Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. “Гимн колоколов” московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, “мелкая, широкая, грязная Москва-река”). Вид Москвы к югу – долина, усыпанная домами […]...
- Вопросы и ответы к роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (№1) Как можно объяснить название романа? Сравните стихотворение “Дума” и Роман “Герой нашего времени”. В чем сходство и различие лирического героя “Думы” и Печорина? Что привлекает в главном герое романа и что вызывает осуждение? В Печорине привлекают прежде всего его незаурядность, самобытный характер, критический склад ума, способность трезво оценивать не только чужие, но и свои поступки, […]...
- Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Какой период русской истории отражен в “Песне…”? Почему поэт обратился к далекому прошлому? В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с “царским опричником” погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в […]...
- Сила веры в повести О. Генри “Последний листок” В центре сюжета две девушки-художницы Сью и Джонси. Молодые, амбициозные, веселые. В их доме живет и еще один художник Берман. Грузный, грубый шестидесятилетний старик, чье тело представляло собой одновременно сатира и гнома. С огромной бородой в завитках. Великий мечтатель, желающий оставить свой след в искусстве, нарисовав гениальное полотно, но, он его даже не начал рисовать. […]...
- Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова (План-сочинение) Биографические мотивы в поэзии. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия. Так М. А. Лопухиной он писал: “…Мой лучший родственник – я сам”. Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова заявлял о себе в стихотворениях самой разной тематики, его звучание с годами только усиливалось. Философское осмысление […]...