Вопросы и ответы к рассказу А. И. Куприна “Чудесный доктор”
Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей.
Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застекленным окном богатого гастрономического магазина в Киеве. Нужно представить себе двенадцатиградусный мороз, маленьких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в одинаковой степени возбуждали их умы и желудки. Но витрина только на минутку отвлекла их от собственной неудачи: они не передали бывшему начальнику отца письмо матери, в котором была просьба о помощи.
В
Отец мальчиков – Мерцалов, потерявший всякую надежду на спасение, бесцельно бродил по городу и, наконец, сел на скамейку общественного сада. Именно тут и произошла его встреча с “чудесным доктором”. Эту часть рассказа можно назвать: “Неожиданная и чудесная встреча”, или “Встреча и спасение семьи Мерцаловых”, или “Встреча с “чудесным доктором”.
Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию читатель узнает только по записи аптекаря на ярлыке
Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым. Несчастный отец не предполагает, кто перед ним. Слова “незнакомец”, “доктор”, “профессор Пирогов” возникают попутно при описании событий.
Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, “незнакомец”, немного спустя уже “доктор”, и, наконец, мы узнаем, какой доктор: “профессор Пирогов”.
Почему фамилия Пирогова, как вам кажется, не попала в заголовок рассказа?
Какой смысл внес Куприн в название?
Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем, добром и заботливом докторе, которые всегда были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить фамилию в заголовок. При таком названии рассказа все, кому помогали “чудесные доктора”, и кто считал себя таким доктором, могли отнести название рассказа к событиям своей жизни. В старших классах вы в этом случае будете говорить, что такой заголовок подчеркивает типичность образа героя.
Как выдумаете, почему новогодние, рождественские или святочные рассказы всегда имели хороший конец?
Рассказы, которые публиковались перед всеобщими праздниками (Новый год, Рождество, Святки), обычно имели счастливый конец, чтобы в праздничные дни люди радовались, даже знакомясь с трудной судьбой героев.
Можно ли сказать, что в рассказе “Чудесный доктор” отношение автора к одному из героев звучит уже в названии рассказа?
Слово “чудесный” в названии рассказа говорит не о чуде, а о том, с каким чувством автор рассказывает о замечательном человеке. Это – слово-характеристика, которое не смог удерживать автор и сразу наградил своего героя высокой оценкой.
- Куприн, Чудесный доктор. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей Куприн, Чудесный доктор. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей. Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застекленным окном богатого гастрономического магазина в Киеве. Нужно представить себе двенадцатиградусный мороз, маленьких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые […]...
- Сочинение на тему Чудесный доктор (по рассказу Куприна) В жизни не все так бывает гладко, как иногда хочется, или думается. Чаще всего, бывает труднее намного. Но жить надо, надо как-то существовать, думать и о других, так как чаще всего, многие люди, существа, зависят от нас. Именно потому – мысль о смерти – самая последняя, о которой вообще можно подумать. А мы должны заботиться […]...
- “Чудесный доктор”, анализ рассказа Куприна Рассказ “Чудесный доктор” был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, – на заявление автора в самом начале, что рассказ “не есть плод досужего вымысла”. Все описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе […]...
- Сочинение на тему: “Есть ли место милосердию в нашей жизни. (ПО РАССКАЖУ КУПРИНА “ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР”)” О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами, пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из главных черт характера многих. Между тем именно милосердие делает […]...
- Анализ произведения Чудесный доктор Куприна В 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Ее название сразу дает нам понять, о каком главном герое пойдет речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении, конец декабря – время предпраздничного переполоха. Все готовятся к Новому году. Покупают диковинные продукты. И в этот мир изобилия и ярких огней, попадают бедные, голодные, […]...
- Краткое содержание рассказа Куприна “Чудесный доктор” Киев. Семейство Мерцаловых уже более года ютится в сыром подвале старого дома. Самый младший ребенок голоден и кричит в своей колыбели. У девочки постарше высокая температура, но на лекарство денег нет. В предновогодний вечер Мерцалова посылает двух старших сыновей к человеку, у которого ее муж работал управляющим. Женщина надеется, что он поможет им, но детей […]...
- Краткое содержание Чудесный доктор А. И. Куприн А. И. Куприн Чудесный доктор Основан на реальных событиях. 2 мальчика рассматривают богатую витрину гастрономии, потом бегут домой – в сырой и грязный подвал, где живет нищее до крайности семейство Мерцаловых. Мальчики носили письмо бывшему папиному работодателю – барину, но швейцар выгнал оборванцев взашей. Одна младшая сестренка умерла, вторая болеет, мать кормит грудью младенца и […]...
- Вопросы и ответы к рассказу А. Т. Аверченко “Смерть африканского охотника” О чем мечтал рассказчик? Какие герои рисовались его воображению? Напомним переживания героя: “Проза жизни тяготила меня”. Его воображению рисовалось иное место жительства. Это могли быть Филиппинское острова, южный берег Африки, Мексика, прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды, реки Оранжевая, Амазонка, Миссисипи и Замбези. Но еще важнее были занятия героя. Он никак не мог заниматься торговлей, […]...
- Вопросы и ответы к рассказу С. Цвейга “Невозвратимое мгновение” Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру: “Судьбу влечет к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику – Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой – непостижимой стихии”. С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассуждении? Многие читатели не хотят принять стремление автора сделать судьбу […]...
- Вопросы и ответы к рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека” Как вы понимаете слово “судьба”? Приходилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе? Словари толкуют судьбу в разных значениях. Наиболее распространены следующие: 1. В философии, мифологии – непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, […]...
- Планы и ответы к рассказу В. Куприна “Гранатовый браслет” Что вам известно о реальной истории, положенной в основу сюжета повести? В одном из писем В. Куприн писал, что за основу рассказа “Гранатовый браслет” он взял реальную “печальную историю маленького телеграфного чиновника П. П. Желткова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова Д. М. – теперь губернатора в Вильне. Какая роль […]...
- Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Хамелеон” Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде деятельности полицейского надзирателя Очумелова? В самом начале рассказа, в его экспозиции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним городовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание – […]...
- Вопросы и ответы к рассказу Ф. А. Искандера “Детство Чика” Попробуйте рассказать о том, как школьники готовили инсценировку сказки Пушкина. Что вы узнали о реквизите, подборе исполнителей, репетициях, ходе представления, финале общих трудов актеров? В главе из произведения “Детство Чика”, которая называется “Чик и Пушкин”, очень интересно и подробно рассказывается о том, как школьники со своим учителем Евгением Дмитриевичем решили поставить “Сказку о попе и […]...
- Вопросы и ответы к рассказу И. С. Тургенева “Муму” О каких событиях рассказал Тургенев в рассказе “Муму”? И. С. Тургенев изобразил события, свидетелем которых был сам. Его мать, Варвара Петровна, была жестокой помещицей-крепостницей, и в детстве будущий писатель не раз был свидетелем расправы над дворовыми людьми. В рассказе “Муму” события также происходят в доме московской барыни, которую обслуживают и развлекают крепостные люди. Как жилось […]...
- Вопросы и ответы к рассказу И. С. Тургенева “Бежин луг” Как объяснить, почему рассказ называется “Бежин луг”? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется “Бежин луг” по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати километрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рассказов, названных по месту, где происходили события, в них описанные, есть большие […]...
- Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Человек у футляре” Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте. Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как бы чего не вышло”, доносительство и страх свободомыслия. В такой атмосфере “футлярности”, всеобщего […]...
- Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Мальчики” Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой? Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий, которые легко представить как небольшое драматическое произведение. Наверное, эти события в фантазии автора все больше и больше обрастали наблюдениями, которые хотелось поместить на его страницах. Так сценка превратилась в рассказ. Опишите внешность и поведение Володи […]...
- Вопросы и ответы к рассказу К. Г. Паустовского “Теплый хлеб” Почему мальчика Фильку прозвали Ну Тебя? Филька был молчаливый, недоверчивый, неласковый, и любимым его выражением было: “Да ну тебя!” Почему мельник Панкрат назвал Фильку “бессмысленным гражданином”? Филька обидел “общественного” коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его […]...
- Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Каникулярные работы институтки Наденьки N” Найдите ошибки в работах Наденьки по русскому языку и исправьте их. Наденька допустила много ошибок. Она неверно использовала заглавные буквы, а также ошибалась в приставках (вместо “с” написала “з”). Но еще больше ошибок в содержании всех пяти примеров. Как могла Россия воевать с “Заграницей”? Какими в этих заданиях представляются и ее папенька, и подруга Дуня […]...
- Краткое содержание Чудесный доктор в сокращении (Куприн А. И.) Рассказ основывается на событиях, которые произошли в реальной жизни. Двое мальчишек с интересом рассматривают роскошную витрину гастрономического магазина. Затем спешат в грязный подвал. Это холодное и сырое помещение является их домом, в котором живет крайне бедная семья Мерцаловых. Мальчики относили письмо, адресованное бывшему работодателю отца. Работодатель был богатым барином, и его швейцары выгнали мальчиков. Младшая […]...
- Краткий пересказ Чудесный доктор (Куприн А. И.) История, которая произошла с одной семьей, не сможет оставить равнодушным никого. Семья Мерцаловых одно время была в очень хорошем материальном положении. Отец работал управляющим в доме одного богатого человека. У него и его жены Елизаветы Ивановны было много детей: две дочери, два сына, и совсем маленький ребенок. Но все резко изменилось. Произведение начинается с очень […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Заболоцкого “Я воспитан природой суровой” Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, – надежное, прочное, но не любящее эффектов. Желание приобщиться к такому миру, какой он есть – скромному и прекрасному, – больше всего […]...
- Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (№1) Как Достоевский раскрывает образ преступного мира, описывая Петербург? При описании “серединных улиц” Петербурга поражают духота, толкучка, вонь и грязь. Люди обозлены, они задыхаются в городе, как “в доме без форточек”. Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Мармеладова (“некуда пойти человеку”), символического сна Раскольникова. Преступный мир толкает человека на преступление против личности (судьба Сонечки), […]...
- КАК И ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ ПРЕВРАТИЛСЯ В “ИОНЫЧА”? (по рассказу А. Чехова “Ионыч”) Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни. В конце 90-х годов XIX века писатель создает так называемую “маленькую трилогию”, объединившую три рассказа: “Человеке футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Эти рассказы связаны между […]...
- КАК И ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ ПРЕВРАТИЛСЯ В “ИОНЫЧА”? (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”) Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и ме- щанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни. В конце 90-х годов XIX века писатель создает так называемую “маленькую трилогию”, объединившую три рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Эти рассказы […]...
- Вопросы и ответы к балладе А. К. Толстого “Василий Шибанов” Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку. В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозного. Есть в ней и завязка: решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного – Васьки Шибанова – отвезти это послание. Этот поступок – смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями – запорожскими казаками, которые в XVI-XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов – польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным […]...
- Вопросы и ответы к теме “Портреты” Как вы думаете, почему в произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо? В сказках, былинах и других произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо. Стоит сказать: “красная девица” или “добрый молодец”, и все становится понятным. Даже когда А. С. Пушкин сочинял сказки, то и его герои были сходны с фольклорными: “тридцать витязей прекрасных”, […]...
- Сочинение по рассказу Куприна “Куст Сирени”;. О чем рассказ? Сюжет рассказа “Куст сирени” о том, как Вера помогла мужу преодолеть сложную проблему, но можно с уверенностью сказать, что этот рассказ о любви. Во-первых, в начале рассказа повествуется о том, как Верочка относилась к мужу: она поставила его на первое место (отказывала себе во всем, помогала в делах, обеспечивала уют). Причем делала это весело и […]...
- Вопросы и ответы к рассказам И. С. Тургенева “Бежин луг” и “Бирюк” Что объединяет такие несходные по сюжетам рассказы, как “Бежин луг” и “Бирюк”? Чем близок к ним рассказ “Муму”? Рассказы “Бежин луг” и “Бирюк” входят в знаменитый цикл “Записки охотника”, в котором И. С. Тургенев прославил русский народ. В этом сборнике отразились антикрепостнические убеждения писателя. Сюжеты разные, но герои рассказов, в том числе Дети, – люди […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина “На распутье” Какое чувство вызывает у вас описание степи, заросшей бурьяном? Почему в этом описании поэт использует слова “поле”, “степь”, “равнина”, “край”? Какие эпитеты к ним обогащают картину степи? Объясните значение олицетворений: “былое дремлет вечным сном”, “дремлет полдень”. Описание степи, заросшей бурьяном, вызывает тревожное чувство. Безграничность окружающего простора подчеркивается обилием слов, называющих его (это и поле, и […]...
- Вопросы и ответы к сказочной повести А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Почему Экзюпери “Маленький принц” называют философской сказкой? В сказке есть глубокий подтекст, который заставляет воспринимать прочитанное не как сказку, а как размышление о реальной жизни и отношении человека к ней. Что такое аллегория? Это иносказательное изображение предметов, понятий. Например, Маленький принц олицетворяет безграничное детство, чистоту души. Почему действие сказки происходит в пустыне? Из текста следует, […]...
- Вопросы и ответы к разным произведениям и темам 1. Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. Тема – это жизненный материал, положенный в основу произведения. Темой комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова является быт и взгляды дворянско-чиновничьей Москвы, а шире – всей России. 2. Определите понятие “вечные образы”. Приведите примеры. “Вечные образы” – это мифологические и литературные персонажи, которые не однажды […]...
- Вопросы и ответы к 4, 5 главам повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о жизни” К. Г. Паустовского Как произошла встреча рассказчика с гардемарином? Расскажите близко к тексту весь эпизод и найдите в тексте слова, подчеркивающие доброжелательность гардемарина, который и заметил, и понял, и поддержал увлечение подростка морем. Проследим за тем, как рассказчик увидел своего героя: “По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на […]...
- Вопросы и ответы к роману И. А. Гончарова “Обломов” (№1) Роман (бессмертное произведение) “Обломов” был напечатан в 1859 году. Докажите общественную значимость, актуальность его в это время. Феодально-крепостнический строй изжил себя. Поражение России в Крымской войне, смерть Николая I, общественный подъем, приведший к обострению борьбы за отмену крепостного права, – все это способствовало популярности и актуальности романа. И. А. Гончаров убедительно показал, что крепостное право […]...
- Вопросы и ответы к шестнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что особенно угнетало Николеньку в его наказании? Сначала Николеньку угнетало одиночество – ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог. Кто поддержал его успокоительной пословицей? Почему пословица стала названием главы? Успокоительную пословицу сказал слуга Николай. […]...
- Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова “Вороненок” Как вы объясните, почему басня названа “Вороненок”, а не “Орел и Вороненок”? Басня названа “Вороненок” потому, что в ней именно Вороненок получает заслуженный и суровый урок. Басня говорит о глупом подражании, при котором герой стремится быть равным тому, кто не равен ему по силам. Чем можно объяснить неудачу Вороненка: неумением рассчитать силы, жадностью, заносчивостью, просто […]...
- Вопросы и ответы к жанру “Стихотворение” Можно ли инсценировать лирическое произведение? Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно переложить на музыку, создать романс или песню и исполнять. Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него? Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотворения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, […]...
- Вопросы и ответы к сочинению М. Ю. Лермонтова “Панорама Москвы” Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. “Гимн колоколов” московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, “мелкая, широкая, грязная Москва-река”). Вид Москвы к югу – долина, усыпанная домами […]...