Вопросы и ответы к поэме “Двенадцать” А. А. Блока
1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока “Двенадцать”?
Поэма А. Блока “Двенадцать” сочетает символические и реалистические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета – черный вечер – белый снег, образов – старый и новый мир, ритмов. Поэма полифонична, вмещает в себя разные точки зрения, пересекающиеся реплики и суждения.
В ней явственна фольклорная основа, реализующаяся в языке, в использовании частушек, городского романса, пословиц.
2. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока
Образ двенадцати дан в развитии. В начале поэмы это голытьба, которой “на спину б надо бубновый туз” (то есть это бандиты, уголовники, которым в царской России нашивался отличительный знак на тюремную одежду). Затем они превращаются в красногвардейский дозор, а потом теряют реальные очертания, превращаясь в снежной замети в двенадцать апостолов – провозвестников новой эры.
Меняется и их походка: вначале они идут лишь бы как, вразвалку, затем – революционным маршевым шагом, переходящим в державную поступь.
3.
Образ вьюги, метели – символ разгулявшейся стихии революции; образ голодного пса – сатирическое изображение старого мира; образ двенадцати красногвардейцев связан с двенадцатью апостолами – учениками Иисуса Христа. Образ Христа “в белом венчике из роз” впереди красногвардейцев – самый неясный и не разгаданный до конца символ А. Блока
4. Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Блока “Двенадцать”?
А. Блок писал, что сам не понимает, почему Христос. Это говорит о сложности восприятия революции поэтом. М. Волошин считал, что образ Христа невидимо присутствует во всей поэзии Блока: “Красный флаг в руках Христа? В этом тоже нет никакой кощунственной бессмыслицы.
Кровавый флаг – это новый крест Христа, символ его теперешних распятий”. Другие исследователи считают, что Христос – символ величия революции и ее святости. Третьи видят в том, что Христос впереди двенадцати, символ начала новой эры.
В образе Христа усматривают и воплощение справедливости революционного дела.
5. К какому художественному направлению относится поэма А. Блока “Двенадцать”?
Отражая романтический пафос революции, поэма “Двенадцать” сочетает в себе черты символизма и реализма, которые дополняются сатирическим и ироническим пафосом.






Related posts:
- Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока “Двенадцать”? В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру? Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатирическое. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинноволосого писателя, долгополого попа, барыньки в каракуле. Обобщенно-символически старый мир дан в образе голодного пса. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока “Двенадцать”. Образ двенадцати дан в развитии. В […]...
- Почему впереди двенадцати красногвардейцев идет Иисус Христос? По поэме А. Блока Двенадцать Самым загадочным образом в поэме А. Блока “Двенадцать” является образ Христа. Его появление в финале произведения впереди двенадцати красногвардейцев, “апостолов” новой жизни, помогает поэту оправдать с точки зрения высшей справедливости революцию, ставшую центральным событием в поэме. Весь путь, который пройдут герои, – это путь из бездны, разгула темных страстей и вседозволенности к воскрешению. Они пробираются […]...
- Революция и старый мир в поэме “Двенадцать” А. А. Блока Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип […]...
- Сочинение на тему: Революция и старый мир в поэме “Двенадцать” Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип […]...
- “Вечные” вопросы и их решение в поэме Блока “Двенадцать” Блок писал в 1920 году: “…те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы”. Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о “капле политики” в поэме и возмущался, что именно эта “капля” оказалась […]...
- Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Блок писал в 1920 году: “…те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы”. Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о “капле политики” в поэме и возмущался, что именно эта “капля” оказалась […]...
- Смысл образа Христа в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил “ветер”, “страшный шум” времени, переломный характер эпохи. “Двенадцать” была создана за двадцать дней (8 – 28 января 1918 года), по словам поэта, в порыве вдохновения, в согласии со стихией. Это произведение – не “поэтохроника”, а поэма, […]...
- Роль символов в поэме Блока “Двенадцать” Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме “Двенадцать”. Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в […]...
- Прием контраста в поэме Блока “Двенадцать” Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. И в поэме “Двенадцать” революционная борьба показана с помощью контраста Блоком. Контраст представлен в виде ветра, ветра перемен, сносящего все старое и […]...
- РОЛЬ СИМВОЛОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме “Двенадцать”. Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в […]...
- Символика цвета по поэме Двенадцать (Блок Александр) Символика цвета в поэме А. Блока “Двенадцать”. Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому поэма отличается напряженностью и динамичностью, отражает возбужденное состояние автора. В поэме употребляется всего три цвета: черный, белый, красный. Белый цвет необходим для приема антитезы: Черный вечер. Белый снег. Но черен […]...
- Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” Поэму Блока ” Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не предавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Александр Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным, казалось бы, ничего не значащим сцену. Блок употреблял в своей […]...
- Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” (Первый вариант) Александр Блок – один из самых крупных и значительных поэтов “серебряного века” и центральная фигура литературного направления, получившего название “русский символизм”. Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма “Двенадцать”. Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота тысяча девятисот семнадцатого […]...
- Символика и ее роль в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма А. Блока “Двенадцать” вызвала широкий резонанс. Это объясняется, в том числе, многозначностью и символическим подтекстом произведения. В своей поэме Блок ставит философско-этические вопросы и решает их в русле исканий того времени. Поэт принимает и отчасти оправдывает стихийные проявления народного гнева. Фило-софской символикой цвета, тщательным подбором лексики, ритмом стиха автор подчер-кивает грандиозный смысл происходящего: Черный […]...
- Библейские аллюзии в поэме А. Блока “Двенадцать” России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних […]...
- Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным […]...
- Тема святости и греха в поэме А. Блока “Двенадцать” России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних […]...
- ЧТОБЫ ОТВЕСТИ БЕДУ (по поэме А. Блока “Двенадцать”) Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из зага- док мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проник- нуто глубокой ненавистью ко всему, что свя- зано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: “Страш- […]...
- Христианские мотивы в поэме Блока “Двенадцать” Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: “Страшная мысль этих дней: […]...
- Каким образом финал поэмы А. А. Блока “Двенадцать” связан с ее основным содержанием? (ЕГЭ по русскому) Перед тем, как приступить к написанию драматической поэмы “Двенадцать”, поэт пребывал в состоянии долгих размышлений, касающихся судьбы Родины. Все мысли нашли свое отражение в творчестве автора, которое пронизывало ощущение неминуемой катастрофы. Финальная глава поэмы содержит описание возникновения образа Христа, что считается необычным приемом в произведении. Он стал олицетворением темы революции, во время которой совершается убийство […]...
- Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? В начале сочинения рассмотрите символику числа двенадцать. Как известно, двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с идеей времени и круга – двенадцать месяцев, двенадцать часов. Таково и количество поименованных персонажей в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”. Поясните, что в поэме […]...
- Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать” Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со “Скифами”. Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство – новая эра, новая […]...
- Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям. Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой […]...
- Старый и новый мир в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма А. Блока “Двенадцать” построена на контрасте “черного” и “белого”:противопоставлении старого, дореволюционного мира и нового. В первой главе автор сатирически рисует обломки старого мира: буржуй,”писатель-вития”, “товарищ поп”, “барыня в каракуле”, уличные проститутки. Далее он представляет коллективный образ двенадцати красногвардейцев, защитников “новой жизни”, идущих навстречу революции “без креста”. Они, “апостолы” двадцатого века, вовсе не идеализированы поэтом: […]...
- Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать” 1. Краткие биографические сведения. 2. Отражение революционной эпохи. 3. Тема революции в поэме. 4. Двойственные стороны революции А. А. Блока. 5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского. А. А. Блок родился в ноябре 1880 году в Санкт-Петербурге. Писатель вырос в семье своего деда известного ботаника А. Н. Бекетова. В семье очень […]...
- “Раздастся мерный шаг…”(По поэме А. Блока “Двенадцать”) Разговор о поэме “Двенадцать” следует начать с дневниковой записи Блока, где он пишет: “В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914 года”. В январе 1907 увлечение Волоховой способствовало рождению “Снежной маски”, а в марте 1914 знакомство с Дельмас призвало к жизни цикл […]...
- Понимание и анализ финала по поэме Двенадцать (Блок Александр) Когда красногвардейцы понимают свою роль в жизни страны: … Так идут державным шагом… Блок благословляет их, сопоставляя с образом Христа: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос. Как Христос разрушил устои язычества, проповедовав христианство; так и революция уничтожила порядки старого самодержавного мира. И когда Блок ставит […]...
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы “Двенадцать” А. А. Блока В поэме четко ощущаются два плана: один – конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой – скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как “мирового пожара”. Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы революционной эпохи воплотились в таких деталях, как плакат “Вся власть Учредительному Собранию!”, “барыня в каракуле”, отдельные, […]...
- Символика образа вьюги в поэме Блока “Двенадцать” План I. Выразительная символика поэмы Блока “Двенадцать”. II. Образ вьюги, пронизывающий все произведение. 1. Ветер перемен. 2. Образ, несущий угрозу и ощущение нестабильности. 3. Настроение общества и неуправляемая стихия. 4. Контраст ледяного ветра с образом Христа. III. Враждебная действительность революционных времен. Одно из самых напряженных и загадочных произведений Блока – поэма “Двенадцать” – имеет выразительную […]...
- Тема святости и греха в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме “Двенадцать”, к ее геро-ям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что эта поэма – великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России. Революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. По-эма […]...
- Как изменяется патруль на протяжении поэмы? По поэме А. Блока Двенадцать Изображение двенадцати красногвардейцев, за которыми мы наблюдаем на протяжении всего произведения, сильно меняется в ходе описанных А. Блоком событий. Так, в начале поэмы герои идут навстречу революции, свободе “без креста”: они просят у Господа благословения на “пожар в крови”. “Апостолы” нового времени, проходя сквозь кровь и пыль революционных бурь, предаются страстям, разгулам, грабежам. Но сюжет […]...
- ВПЕРЕДИ – ИИСУС ХРИСТОС (по поэме А. Блока “Двенадцать”) Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произведений рус- ской поэзии начала XX века. Это непредвзя- тый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит борь- ба старого и нового, борьба двух “миров”. Поэт выступает за созидание в револю- ции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого […]...
- Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока “Двенадцать” 1. Авторская оценка поэмы “Двенадцать”. 2. Критические отзывы современников Блока. 3. Основная идея поэмы. … Так идут державным шагом, Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос. “Сегодня я – […]...
- Изображение революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего “меж двух революций”, но упорно ищущего свой путеводительный маяк. Поэма “Двенадцать” (1918) – итог раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершаются революции. […]...
- Анализ финальной главы поэмы А. Блока “Двенадцать” “Сегодня я – гений” – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма “Двенадцать”. Поэт давно уже высказал убеждение, что “гений прежде всего – народен”. Создав “Двенадцать”, он почувствовал, что написал нечто от лица народа, во имя народа и для народа. Поэма “Двенадцать” – одно из самых неоднозначных произведений Блока. Ничего подобного в русской […]...
- Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” (Второй вариант) Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! А. Блок А. Блок – замечательный, величайший поэт, которому суждено было жить и творить в переломное время, на рубеже двух эпох. Он признавался, что его жизненный и творческий путь пролегал “среди революций”, однако события Октября поэт воспринял гораздо глубже и органичнее, чем 1905 год. Возможно, это случилось из-за того, […]...
- Сочинение по поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма А. Блока ” Двенадцать ” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков и, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того крута, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, […]...
- Роль символов по поэме Двенадцать (Блок Александр) Поэма “двенадцать” оказалась в числе последних произведение, написанных Блоком. Он создал ее в 1918г., когда находился на пике воодушевления идеей революции и общего преобразования. В поэме важна каждая деталь, любая строчка – все это несет определенный смысл. В своей поэме Блок ставил больше вопросов, которые волновали его самого. Ответов же он найти так и не […]...
- Образ революционной эпохи в поэме А. Блока “Двенадцать” Долгое время советские критики хвалили создателя “Двенадцати” за “верное понимание и воспевание революции”. Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, […]...
- Особенности композиции поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока “Двенадцать”. Одним из композиционных приемов, которые использует А. […]...