Вопрос греха и добродетели
Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, какова граница, после которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти в творчестве Федора Михайловича Достоевского.
Роман ” Преступление и наказание” – одно из самых известных произведений писателя, снискавшее мировую славу. В центре романа – образ Родиона Раскольникова, решившего перейти за грань греха
Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо и некрасиво. Причина этого, вероятно, в том, что герой “Преступления и наказания” поставил себе слишком расплывчатую цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшее душевное мучение.
Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление:
Из романа “Преступление и наказание” следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого.
А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действие данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями.
Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни. Как понимают грех и добродетель наши современники?
Остается ли место для этих понятий в обыденной жизни современного человека?
Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным – то, что осуждается этой моралью. Выходит каждый человек – верующий?
Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса. Лично для меня грех и добродетель – очень важные понятия. Я считаю грехом то, что приносит вред окружающим, делает их несчастными.
Добродетель же для меня – это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании. В сложном и изменчивом современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий греха и добродетели. Именно это дает человеку возможность правильно найти свое место в жизни и быть достойным членом общества.
- Вечный спор добра и зла Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, какова граница, после которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти в […]...
- ВЕЧНЫЙ СПОР ДОБРА И ЗЛА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее ре- шение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и доб- родетель, где грань, за которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно […]...
- Проблема искупления греха в ромате “Преступление и наказание” Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха. Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не […]...
- Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Главные герои романа – бывший студент Родион Раскольников и живущая “по желтому билету” Соня Мармеладова – нарушают моральный закон, “переступают черту”. Раскольников, создавший “теорию”, допускающую “кровь по совести”, убивает старуху-процентщицу и ее сестру; Соня, спасая “мачеху злую и чахоточную” и ее […]...
- Тема греха и покаяния.(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Человек, который много согрешил, всегда умен. М. Горький. Какая странная судьба, что мы всего более грешим именно тогда, когда слишком благодетельствуем другим. В. Шекспир. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был человеком очень религиозным. Он рос ” в семействе русском и благочестивом “, где знакомились с Евангелием ” чуть не с первого детства “. Поэтому […]...
- Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского “Гроза” Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как “Очарованный странник” Н. С. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно – это отражение христианского мировоззрения, принципов […]...
- Тема искупления греха (по роману “Преступление и наказание”) Вся жизнь моя в грехах погребена… В. Жуковский Федор Михайлович Достоевский – писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до “безумия” неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами, в которых они оказались. Благополучные, уравновешенные люди писателя не интересовали. Человек, “стоящий на краю пропасти”, доведенный до отчаяния, интересует писателя своей психологией: что способствовало тому, […]...
- Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление греха Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами. Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта – главные черты Ивана Северьяныча Флягина – героя повести “Очарованный странник”. Мы встречаемся с ним […]...
- Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”) Трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и даже противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о мотивах преступления Раскольникова и об отношении к ним Ф. М. Достоевского. По мнению многих исследователей, доминирует все-таки концепция двойственности мотивов. Первый представляет собой теорию “права сильного”, которая отражала […]...
- Тема греха, возмездия п покаянии в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как “Очарованный странник” НС. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно – это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной […]...
- Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой О русском купечестве говорили многие писатели конца XIX века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Эти произведения имеют известное сюжетное сходство: у обеих героинь желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате – конфликт с […]...
- Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Религия и религиозность… Что мы вкладываем в эти понятия? По каким критериям мы оцениваем степень религиозности человека? Какие важные составляющие включают в себя два эти понятия? На эти и другие вопросы следует опираться при рассмотрении одной из основных идей пьесы А. Н. Островского “Гроза”. Мы привыкли связывать понятия греха, возмездия и покаяния с понятием “религия”. […]...
- Жюстина, или Несчастная судьба добродетели ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (Donatien Alphonse François de Sade) Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (Justine ou les Malheurs de la vertu) Роман (1791) “Люди, неискушенные в подвиге добродетели, могут посчитать для себя выигрышным предаться пороку, вместо того чтобы оказывать ему сопротивление”. Поэтому “необходимо представить силу примеров несчастной добродетели”, способной привести к добру […]...
- ТЕМА ГРЕХА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”, ЕЕ РЕШЕНИЕ В ОБРАЗАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ Александр Николаевич Островский – это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи – люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко. Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и […]...
- Тема святости и греха в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме “Двенадцать”, к ее геро-ям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что эта поэма – великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России. Революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. По-эма […]...
- А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Оба эти произведения поражают сходством сюжета (желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате – конфликт с окружающим миром, вплоть […]...
- Тема греха в драме Александра Островского “Гроза”, ее решение в образах представителей “Темного царства” и Катерины Александр Николаевич Островский – это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи – люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко. Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и […]...
- Порок под личиной добродетели Когда пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедрина, то поначалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны. Один из самых известных сатирических персонажей Щедрина – Иудушка Головлев, главный герой романа “Господа Головлевы”. Чем же привлек всеобщее внимание Порфирий Владимирович Головлев – благообразный […]...
- Тема греха, возмездия и покаяния(по пьесе Островского А. Н “Гроза”) В основе пьесы “Гроза” Островского – самой известной и значительной в творчестве драматурга – конфликт Катерины с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Понять суть этого конфликта, разобраться, почему столь трагичен финал произведения, почему среди ведущих тем особо выделяется тема греха, возмездия и покаяния, можно, лишь заглянув в душу молодой женщины. Со слов Катерины мы […]...
- Тема святости и греха в поэме Блока “Двенадцать” А. А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность “мирового пожара” революции нашла отражение, прежде всего, в поэме “Двенадцать”. Поэма была написана на одном дыхании: Блок начал работать 8 января 1918 года, а 28 января уже закончил, после чего в […]...
- Что такое человек? Как этот вопрос, поставленный в пьесе М. Горького На дне, решается в русской литературе? Что такое человек – вот основная проблема, над которой размышляют герои Максима Горького в четвертом акте пьесы “На дне”. Этот вопрос в пьесе звучит не раз, но именно в данном эпизоде драматург дает четкую позицию по этому вопросу Сатина. Бывший телеграфист считает, что человек – это совокупность людей: и Барона, и Луки, и Актера, и […]...
- Тест к роману “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня […]...
- Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума” Почему бесспорно умный человек – Александр Андреевич Чацкий – не только не был не понят, но и отвергнут и обществом и любимой девушкой? То есть главным конфликтом комедии, вокруг которого группируются все остальные, является внутренний конфликт героя, который состоит в том, что Чацкому плохо, прежде всего, с самим собой: он не может не видеть, что […]...
- “БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС” (проблема выбора в трагедии “Гамлет”) “БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС” (проблема выбора в трагедии “Гамлет”) Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно, конечный итог определяется рядом причин и в первую очередь ценностной системой каждой отдельной личности. Если в своей жизни человек руководствуется высшими, благородными порывами, он, скорее […]...
- Мой ответ на вопрос некрасовских странников. (7) Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться. Он переживает за крестьянскую Русь, переживает ее […]...
- Бог и грех в романе “Преступление и наказание” Бог и грех нераздельны. В бездне Бога открывается взгляд на бездну греха. В бездне греха рождается тоска по Богу. Именно так Достоевский ощущает жизнь. Именно про это он сочинял “Преступление и наказание”. Точно так же, как творчество Льва Толстого генетически связано со “Словом о полку Игореве”, Достоевский связан с “Молением” Даниила Заточника. Он идет от […]...
- Что явилось причиной преступления Раскольникова? Что явилось причиной преступления Раскольникова? а. Злость на старуху-процентщицу б. Бедность в. Желание самоутверждения г. Жажда свободы Кто является кумиром Раскольникова? а. Робеспьер б. Наполеон в. Александр Македонский г. Гораций Кто в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” воплощает христианский идеал самопожертвования? а. Марфа Петровна Свидригайлова б. Дуня Раскольникова в. Соня Мармеладова г. Катерина […]...
- Теория Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является одним из сложнейших в русской литературе. Произведение посвящено анализу социальных и нравственных мотивов преступления и следующего за ним наказания. Студент Раскольников совершает убийство, желая не только “облагодетельствовать всех”, но и доказать правильность теории о сверхчеловеке, “право имеющем”. Герой ошибочно возомнил себя судьей, возвышающимся над толпой, вершащим судьбы […]...
- “Квартирный вопрос” в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе “Московские квартиры” и затрагивал эту тему везде, где позволял реквизит. “Собачье сердце” построено на кризисе; в “Дьяволиаде” упоминается коммунальная квартира; в “Театральном романе” – жалкая комнатушка Максудова и еще два беглых наблюдения. “Роковые яйца”: “В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат […]...
- Мой ответ на вопрос некрасовских странников. (2) Все люди живут по-разному. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то силен, кто-то слаб. Кому-то судьба преподносит приятные сюрпризы, от кого-то отворачивается. На свете не может быть так, чтобы все жили хорошо. Кто-то обязательно должен страдать. И этот жестокий закон нашей сложной жизни всегда волновал людей. Среди них – великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. “Кому живется […]...
- Вопрос социальной справедливости в повести И. Я. Франка “Перекрестные тропы” Процесс создания художественного текста – это довольно сложная работа. Будто из утреннего тумана, появляются очертания конструкции, детали удивительного сооружения, название которого – литературное сочинение. Утомленный, но просветленный и взволнованный творец подходит, как хозяин, к резьбе дверей и отворяет их – он приглашает зайти в это жилье, где будет всем приятно и радостно гостить и вести […]...
- Вопрос об отмене крепостного права Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов, по крайней мере, с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества […]...
- Тема греха и покаяния в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “Энциклопедия русской жизни” Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, Кто захочет меня в таких случаях остерегать И показывать мне мои ошибки. Петр I Великий “Евгений Онегин” – вершина творчества А. С. Пушкина. В своей восьмой статье “Евгений Онегин” В. Г. Белинский писал: “Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое […]...
- Вопрос о роли творчества Пушкина в освободительном движении При решении вопроса о роли творчества Пушкина в освободительном, движении его времени необходимо учитывать значение искусства как особой формы общественной деятельности, обусловленной его художественной спецификой. ” Пушкин, прочитав стихи Державина: За слова меня пусть гложет. За дела сатирик чтит Заметил: “Державин не совсем прав: слова поэта суть уже его дела”. В силу этого роль Пушкина-художника, […]...
- ТЕСТ НА ТЕМУ “Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ” ТЕСТ НА ТЕМУ “Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ” Федор Михайлович Достоевский написал: А) “Бедная Лиза” Б) ” Преступление и наказание“ В) “Гроза” Г) “Леди Макбет Мценского уезда” Д) ” Евгений Онегин“ Герой романа “Преступление и наказание”: А) Родион Раскольников Б) Евгений Онегин В) Яким Нагой Г) Гриша Добросклонов Д) Евгений Базаров С какого момента начинается преступление Раскольникова: […]...
- Мой ответ на вопрос некрасовских странников. (4) “Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины – над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена. Главный герой поэмы – народ. Некрасов описывает быт, верования, […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- “Быть или не быть?” – главный вопрос пьесы “Гамлет” В. Шекспира “Быть или не быть?” – вопрос, который во все времена стоял перед людьми: противостоять злу или смириться с ним? пытаться изменить мир, в котором торжествует несправедливость, или спокойно жить в нем? Но впервые так ясно и определенно он был сформулирован великим Шекспиром в трагедии “Гамлет”. Вложен этот вопрос в уста Гамлета, принца Датского: Быть или […]...
- История создания. Вопрос о композиции Н. А. Некрасов. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” История создания. Вопрос о композиции Поэзия Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) – это поэзия глубокого анализа, сильного чувства, высоких идей. Она заставляет читателя думать, искать новое, протестовать против неправды. Она совмещает в себе высокий гражданский пафос, глубокие лирические размышления, гневную сатиру, высокую патетику. Работу над поэмой “Кому […]...
- Шекспировский вопрос. Периодизация творчества В 16-17 вв. Англия становится мировой державой. В 15 в. – объявили протест католичеству и назвали себя сторонниками Англиканской церкви. Несколько лет длилось противостояние Англии и Испании. После победы над испанцами становится самой богатой страной. Большая часть земли передается под пастбища. Помещики сгоняют крестьян =” пауперы (безработные). 1564-1616. Около 1587 – переселился в Лондон. Работал […]...