Вольпоне – характеристика персонажа
Произведение: Вольпоне, или Хитрый лис
ВОЛЬПОНЕ (англ. Volpone) – герой комедии Б. Джонсона “Вольпоне, или Хитрый лис” (1606). Наряду с Варравой К. Марло (“Мальтийский еврей”), Шейлоком У. Шекспира (“Венецианский купец”), Джайлзом Оверричем Ф. Мессинджера (“Новый способ платить старые долги”) В,- один из наиболее выдающихся образов стяжателя в английской драме конца XVI – начала XVIIв.
То обстоятельство, что в истории мирового театра Б. Джонсон занимает промежуточное положение между ренессансной и классицистской комедией,
И хотя золото для него – “порожденье солнца, душа вселенной и моя”, как признается В. в своем первом монологе, “больше тешит” его “искусство хитрое
В.- богатый венецианский патриций, не имеющий прямых наследников. Он услаждает себя тем, что разжигает надежды на наследство у своих многочисленных родственников, а те, желая угодить В., готовы поделиться с ним последним: Корбаччо лишает наследства сына и передает его В., Корвино толкает в постель В. свою жену и т. д. Вошедший во вкус этой увлекательной игры, В. разглашает слух о своей смерти и назначает своим единственным наследником слугу Моску. Спрятавшись за занавеской, он наслаждается зрелищем отчаяния оставшихся с носом наследников.
Но Моска решает воспользоваться доверчивостью В. и прибрать к рукам богатства своего хозяина. Чтобы вернуть потерянное, В. вынужден разоблачить себя перед судом, который приговаривает Моску к бичеванию и ссылке на галеры, а В.- к конфискации имущества и тюрьме.
В комедии Б. Джонсона присутствует ярко выраженная морализаторская тенденция. Начиная с предисловия, в котором автор утверждает, что “задачей комического поэта является подражать правосудию и учить жизни”, и заканчивая последними словами комедии: “Пусть все, кто видит, как порок наказан, // Подумают! Пасется зло, как скот, // А разжиреет – на убой пойдет”,- все утверждает мысль о том, что зло должно погибнуть в силу своих собственных закономерностей.
Правда, сатира Б. Джонсона еще не имеет того явного сословного адреса, который она получит позднее у Мольера. Характеры, и прежде всего В., не обладают конкретностью социально-бытовой обрисовки. Не случайно все персонажи комедии носят звериные имена: Лисище (Вольпоне), Муха (Моска), Коршун (Вольтере), Ворон (Корбаччо), Вороненок (Корвино).
Звериные образы преобладают в метафорическом строе Б. Джонсона. Так, наследники, собравшиеся в доме Вольпоне, уподоблены “стае хищных птиц, слетевшихся в надежде труп увидеть”. Обманутые В., они “свернутся, как вши свиные от прикосновенья”, а сам В., обманутый приживалом, уподоблен “лисе, попавшейся в капкан”, которая еще недавно “смеялась над каркнувшей вороной”.
Образ звериного мира становится лейтмотивом нового XVII в. По Б. Джонсону, страсть к стяжательству – основной “юмор” эпохи, ведущий к обезличиванию человека, превращению его в зверя.