ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

КЛАССИКА

А. С. ПУШКИН

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Тема “вольности святой” волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно (ода “Вольность” – 1817, “К Чаадаеву” – 1818, “Свободы сеятель пустынный…” – 1823, “Птичка” – 1823, “Во глубине сибирских руд…” – 1827, “Анчар” – 1828, “Памятник” – 1836). Итак, попытаемся разобраться, чем же в понимании Пушкина является

вольность.

В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода “Вольность”. Написана она вскоре после того, как молодой Пушкин приезжает из Царскосельского лицея в Петербург. Василий Львович, его дядя, вводит будущего великого поэта в столичные литературные кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми людьми.

Под впечатлением общения с ними в 1817 году молодой поэт пишет свое первое, но очень важное стихотворение, пронизанное свободолюбивыми мотивами.

Написана “Вольность” в традиционной форме оды, однако к концу XVIII – началу XIX века она уже устарела и подобных

хвалебных песен почти никто не пишет. Был, правда, придворный одописец граф Хвостов, сочинявший оды едва ли не каждый день (повод-то всегда можно найти), которого Пушкин не любил и на которого написал не одну эпиграмму (упоминание имени графа можно найти и в “Медном всаднике”).

Итак, Пушкин пишет оду. Его новаторство заключается в том, что он восхваляет не царя, не какую-то конкретную личность, а нечто абстрактное – Вольность. Царей же, которых раньше в одах прославляли, поэт выставляет “тиранами”, “увенчанными злодеями”.

Пушкин показывает сцены убийств Людовика XVI и Павла I. На примере этих двух монархов поэт отчетливо дает понять, что и большинство остальных царей – тираны и злодеи. Но, в отличие от злодеев “простых”, корона придает царям статус героев, и их злодейства и тирания превращаются в нечто героическое. Тираны, в понимании Пушкина, – люди, подчиняющие себе других людей, порабощающие их волю. “Самовластительный злодей”, “злодей увенчанный”, “тиран” – разные имена одного и того же лица – монарха, ставящего себя выше закона. По Пушкину, монарх должен подчиняться закону, лишь тогда наступит Вольность:

…Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне лично свободны, то морально они порабощены, ибо каждый шаг их должен быть согласован с придворным этикетом. Кроме того, Вольность требует свободы творчества и вообще духовной свободы.

Ведь для творческого человека духовная несвобода страшнее несвободы личной.

Итак, для того чтобы наступила Вольность, необходимо соблюдение Закона. Но что же такое “Закон”?

…Владыки! вам венец и трон

Дает закон – а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон…

Это едва ли не главная строфа во всем стихотворении. Она вносит ясность во все воззрения поэта. Да, наследниками становятся благодаря природе: родиться в царской семье – невеликая заслуга. Осознать свою ответственность за народ, за своих подданных, осознать свое избранничество – вот задача монарха.

Лишь свершив ряд благодеяний, наследник становится Монархом, наместником Бога на земле. Таким образом, превращение наследника в Монарха происходит только благодаря Закону. И никому: ни народу, ни царю – нельзя проявлять Вероломства, то есть нарушать Закон.

Иначе будут происходить все те несчастья, беспорядки, которые описывает Пушкин.

У поэта есть еще немало стихотворений, посвященных теме вольности. Некоторые из них мы здесь еще разберем. В 1818 году Пушкин пишет стихотворение-послание “К Чаадаеву”. Это монолог, обращенный к определенному человеку.

Стихотворение написано в духе оды “Вольность” и является как бы ее продолжением. В конце послания поэт выражает надежду на то, что рано или поздно Вольность все-таки придет:

…Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!..

В 1823 году Пушкиным были написаны два стихотворения, посвященных все той же теме. Это “Птичка” и “Свободы сеятель пустынный…”. В первом поэт утверждает, что высшая ценность – свобода, а высшее счастье – даровать кому – то свободу:

…Я стал доступен утешенью,

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать?

Во втором стихотворении – “Сеятеле…” – Пушкин сравнивает народы со стадами овец, а поэта – с пастырем. Автор говорит, что если людям, как овцам, не нужна свобода, если они не понимают, что это такое, нечего и пытаться давать им ее:

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Следующим размышлением Пушкина на эту тему стало стихотворение “Во глубине сибирских руд…”. Написано оно было в 1827 году, после неудачной попытки декабристского переворота. Уже казнены пятеро заговорщиков (Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Алостол), а остальные сосланы в Сибирь.

Туда-то и отправляет Пушкин с женой декабриста Трубецкого свое стихотворение (второе название – “Послание в Сибирь”). Поэт уверяет своих сосланных друзей, что борьба велась не напрасно и свою роль в освобождении народа она еще сыграет:

…Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…

Поэт надеется, что:

…Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

В 1828 году Пушкиным написано стихотворение “Анчар”. Тут автор противопоставляет гармонии, царящей в природе, дисгармонию в человеческом обществе:

…К нему и птица не летит,

И зверь нейдет…

…Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом…

Это ли не пример тирании? Налицо явное подчинение одного человека другому, его порабощение. Но самое страшное заключается в том, что и князь, и, главное, слуга считают такое положение вещей вполне естественным.

Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, но “тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. Он приносит своему “непобедимому владыке” яд и умирает, однако князю безразлична его судьба, и

…князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

И заключительным стихотворением в условном цикле “Вольность” является “Памятник” (1836).

В этом, одном из последних, своем стихотворении автор, как бы предчувствуя скорую смерть, подводит итог собственному творчеству и в том числе акцентирует наше внимание на своем тяготении к теме вольности. Он пишет, что “долго будет тем любезен” он народу, что “чувства добрые… лирой пробуждал” и, что главное, “что в свой жестокий век восславил… свободу и милость к падшим призывал…”.

На этом, как мне кажется, можно поставить точку в разговоре о вольнолюбивой лирике Пушкина, приведя напоследок следующие строки, которые имеют непосредственное отношение и к самому Пушкину, ибо, даже находясь в ссылке, он все равно продолжал писать стихи, неугодные царю, в том числе и вольнолюбивые:

…Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен,

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА