“Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Л. Н. Толстой
Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир”
“Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие)
Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – ново-европейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности.
Черты эпопеи в “Войне и мире”: в центре – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года, значение его героической роли и изображение “целостного” бытия.
Черты
Жанр романа-эпопеи – создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, авторское художественное повествование и философские отступления.
Основу содержания романа-эпопеи составляют события большого исторического масштаба, “жизнь общая, а не частная”, отраженная
Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически – достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа – гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).
Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем – необходимая составная часть жанровой структуры “Войны и мира”. В 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рас – суждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздскость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений – неотъемлимые и необходимые черты “Войны и мира”.
Сама художественная задача – эпического охвата громадных пластов исторической жизни – требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого – инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.
Требованиям жанра подчинена и композиция “Войны и мира”. В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей (проанализировать все противопоставления, смотри выше).
- “Война и мир” – роман-эпопея Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности. Черты эпопеи в “Войне и мире”: в центре – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 12-го года, значение его героической […]...
- Жанровое своеобразие романа “Война и мир” “Война и мир” – это не только самое крупное произведение Л. Н. Толстого, но и величайшее произведение мировой литературы XIX века. В произведении около шестисот действующих лиц. “Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний, для того чтобы выбрать из них одну мильонную, […]...
- Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Любое литературное произведение можно отнести к какому-либо жанру – эпическому, лирическому, драматическому. “Война и мир” – большое и сложное произведение. К какому же жанру следует его отнести? Некоторые видят в произведении прежде всего исторический роман, в котором рассказывается о нашествии войск Наполеона на Россию, а также о людях, живших в то время. Но так ли […]...
- Жанровое и сюжетное своеобразие романа “Война и мир” Роман “Война и мир” – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например “генерал, который приказал”, “офицер, который не доехал”. Таким образом писатель […]...
- “Диалектика души” – роман-эпопея Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Диалектика души” (особенности психологизма Толстого) “Диалектика души” – постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому). Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого. Средства психологической изобразительности у Толстого: А) Психологический анализ от […]...
- Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. Биографический пунктир отступлений: первая глава – рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая – прощание с молодостью, восьмая – рассказ о лицейских годах. Субъективный мир автора в лирических отступлениях. От “А” до “Я”: тематический диапазон лирических отступлений. Роль лирических отступлений в […]...
- “Война и мир” – исторический и психологический роман-эпопея Без ложной скромности – это как Илиада. Л. Толстой. “Война и мир”, произведение Льва Николаевича Толстого, явление уникальное. Даже с сугубо внешней стороны фолиант из четырех книг, из четырех томов – это уже поражает! Страница за страницей вырисовываются события тех далеких времен и становятся более близкими и более понятными далекие исторические фигуры Кутузова и Наполеона. […]...
- Что такое Эпопея? Определение Эпопея (греч. epopoia, от epos – слово, повествование и poieo – творю) – самый большой монументальный эпический жанр литературы, отличающийся общенациональной, исторической проблематикой. М.М. Бахтин выделяет три основные черты эпопеи: 1) тематика эпопеи – национальное эпическое прошлое; 2) источник эпопеи – национальное предание; 3) эпический мир отделен от современности абсолютной эпической дистанцией [7]. Древние и […]...
- ЭПОПЕЯ ЭПОПЕЯ – жанр эпоса, повествование в стихах или прозе о судьбах нации, народа, государства, о переломных моментах в их исторической жизни. Обыкновенно имеет героический или трагический пафос. В чистом виде существовала лишь в древней и средневековой литературах (“Илиада” Гомера; на Руси – “Слово о полку Игореве”); в литературе XIX-XX веков обыкновенно включает в себя элементы […]...
- Краткое содержание роман эпопея Война и мир Том 4 Эпилог по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) В Петербурге жизнь течет как обычно. На очередном вечере у фрейлины Шерер говорят о болезни Элен и читают письмо царю от митрополита. На следующий день приезжает полковник Мишо с вестью о пожаре в Москве и ее оставлении. Ни Кутузов, ни Александр не желают мира. Тарутинское сражение состоится. Главнокомандующему Кутузову сообщают об уходе из Москвы французов. […]...
- Почему эпопея Л. Н. Толстого называется “Война и Мир” Роман “Война и мир” изначально был задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самосовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) – неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения формируют три основных вопроса: проблемы народа, […]...
- Краткое содержание роман эпопея Война и мир Том 2 по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Николай вместе с Денисовым едет домой в отпуск. Здесь его принимают как героя. Николай сближается с Долоховым и после даже становится его секундантом на дуэли с Пьером. Долохов желает жениться на Соне и делает ей предложение. Но Соня отказывается. Она любит Николая. За этот отказ Долохов мстит Николаю, обыграв его на довольно большую сумму, перед […]...
- Краткое содержание роман эпопея Война и мир Том 1 (Толстой Лев Н.) Начало событий, разворачивающихся в романе: Петербург, лето 1805 года. Вечер у Анны Павловны Шерер. Среди гостей незаконнорожденный сын богача Пьер Безухов и князь Андрей Болконский. Кто-то заводит речь о Наполеоне и все начинают его осуждать. Только эти два человека считают Наполеона великим и пытаются это доказать остальным собравшимся. Болконский стремиться прославиться не меньше, чем сам […]...
- Жанровое своеобразие романа “Евгений Онегин” “Евгений Онегин” – роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр – роман в стихах. Роман – эпический жанр. В стихах – лирика. Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим Героям. Субъективное заключается в том, что автор впервые в литературе делает себя героем романа. Автор выступает как объективный […]...
- РОМАН-ЭПОПЕЯ О ВСЕНАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) РОМАН-ЭПОПЕЯ О ВСЕНАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) “Тихий Дон” – роман-эпопея, повествующая о судьбах народа в период Первой мировой и гражданской войн. Русская история того времени дала возможность автору воссоздать конфликт эпохального масштаба. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это обусловило качественно новое […]...
- М. Шолохов. “Тихий Дон” – роман-эпопея События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед Первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный […]...
- “ТИХИЙ ДОН” – РОМАН-ЭПОПЕЯ (вариант 1) Рождение романа-эпопеи связано с собы- тиями русской истории, имеющими мировое значение. Революция 1905 года, мировая вой- на 1914-1918 годов, Октябрьская революция, Гражданская война, период мирного строи- тельства требовали создания произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одно- временно стали работать: М. Горький – над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Тол- стой […]...
- РОМАН-ЭПОПЕЯ ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА “ЖИЗНЬ И СУДЬБА” Война есть убийство. И сколь- ко бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни – называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н. Толстой О Великой Отечественной войне написано очень много. Первые произведения о войне начали появляться уже в середине сороковых годов, и с тех пор […]...
- “Война и мир” как эпопея Что такое “Война и мир” ? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. “Война и мир” есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Л. Н. Толстой В статье “Несколько слов по поводу “Войны и мира”” Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже […]...
- Михаил Александрович Шолохов “Тихий дон” – роман – эпопея Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький – над эпопеей “Жизнь Клима Сам-гина”, А. Н. Толстой […]...
- “Тихий дон” – роман – эпопея всенародной трагедии на стыке эпох “Тихий Дон” – один из известнейших “нобелевских” романов XX века, вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве “Тихого Дона” разрешился в пользу Михаила Шолохова – такое заключение еще в девяностые годы прошлого века дала авторитетная зарубежная комиссия. Сегодня роман, очищенный от шелухи слухов, остался один на один с вдумчивым […]...
- “Тихий Дон” М. А. Шолохова – роман-эпопея о всенародной трагедии в переломную эпоху Революция делает глубокий надрез на теле Цивилизации, чтобы открыть путь будущему Здоровому человечеству… Революция отсекает Старый мир. И отсюда кровь. В. Гюго В романе “Тихий Дон” М. Шолохов отразил грандиозность событий, происходивших в России в первые десятилетия XX века. В произведении показаны: дореволюционная жизнь донского казачества, Первая мировая война, разгром корниловского заговора, гражданская война на […]...
- Эпопея о Гарри Поттере и Роман Брэма Стокера “Граф Дракула” Главный отрицательный персонаж эпопеи английской писательницы Джоан К. Роулинг о юном маге и волшебнике Гарри Пот-тере – это Властитель Тьмы, страшный чародей, Лорд Вольдеморт (в русских переводах – Волан-де-Морт). Персонаж “романа ужасов” ирландского писателя Брэма Стокера граф Дракула – это и ученик дьявола, и орудие дьявола, а также вампир и антихрист. В настоящей статье рассматривается […]...
- Жанровое своеобразие романа М. Шолохова “Тихий Дон” Над романом-эпопеей “Тихий Дон” М. Шолохов работал в течение 15 лет, с 1925 по 1940 год. В 1925 году молодой Шолохов решил написать большой роман о жизни донского казачества. Он хотел показать казачество в революции. Но рамки произведения постепенно расширялись. В конце концов, Шолохов создал четырехтомную эпопею об Октябрьской революции и гражданской войне, в которую […]...
- Жанровое своеобразие романа Пушкина “Евгений Онегин” Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жанра своего произведения. Поэт охарактеризовал жанр “Евгения Онегина” как “роман в стихах”, что говорило о том, какая “дьявольская разница” существовала для него между поэтическим и прозаическим изображением одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики. С одной стороны, роман “Евгений Онегин” является […]...
- “Тихий дон” – роман-эпопея При слове “эпос” у многих в воображении возникают бескрайние просторы, где происходят исторические события, действует огромное количество участников, описываются сцены исторических сражений, чередующиеся с картинами частной, личной жизни. В действительности эпос конкретен и легко обозрим. Ведь в “Илиаде” показана далеко не вся Троянская война, и в “Войне и мире” тоже довольно ограничен круг действующих лиц. […]...
- Жанровое своеобразие поэмы “Мертвые души” Все главные события, составляющие основу сюжета “Мертвых душ” ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них “мертвые души”. […]...
- “ТИХИЙ ДОН” – РОМАН-ЭПОПЕЯ (вариант 2) При слове “эпос” у многих в воображе- нии возникают бескрайние просторы, где происходят исторические события, действу- ет огромное количество участников, описы- ваются сцены исторических сражений, че- редующиеся с картинами частной, личной жизни. В действительности эпос конкретен и легко обозрим. Веда в “Илиаде” показана далеко не вся Троянская война, и в “Войне и мире” тоже довольно […]...
- Сочинение: “Тихий Дон” как роман-эпопея Охарактеризуйте “Тихий Дон” как роман-эпопею. Первоначально писатель задумывал рассказать об одном локальном эпизоде Гражданской войны на Дону, восстании против власти большевиков, которым руководил генерал Л. Г. Корнилов. Произведение должно было называться “Донщина”. Но постепенно замысел расширялся. Рассказать о войне и обосновать закономерности поведения людей без общей оценки времени, без предыстории, где были бы показаны истоки […]...
- Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского “Гроза” Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” – спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”). Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим […]...
- Роман Льва Толстого “Война и мир” в оценке современников писателя В 1869 году Л. Н. Толстой завершил работу над величайшим романом-эпопеей “Война и мир”. Современники восприняли книгу по-разному: от бурных восторгов до полнейшего неприятия. Многие мнения были необъективны, личностны, чувствовался дилетантский подход. Тут нужен был “равный художник”, который бы высказал настоящую оценку “Войны и мира” голосом “власть имущего”. Именно это и сделал Иван Сергеевич Тургенев […]...
- Жанровое своеобразие повести “Пожар” Распутина В. Г Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. А. С. Пушкин По жанру повесть В. Г. Распутина “Пожар” (1985) можно определить как притчу, потому что поселок Сосновка, где происходит […]...
- Своеобразие композиции в романе “Война и мир” Своеобразие композиции. Важнейшая особенность романа-эпопеи – сложная многоуровневая композиция. Каждая часть и каждый том, наконец, все произведение имеют свою кульминацию и развязку. В эпопее несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются. Толстой, свободно переходя от одних героев к другим, от частных судеб к историческим событиям, прибегает к чередованию крупных и общих планов, массовых сцен и портретных […]...
- Сочинение на тему: РОМАН Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” – ВЕЛИКАЯ КНИГА ЖИЗНИ Почти полтора столетия отделяют нас от того времени, когда роман Л. Толстого “Война и мир” впервые увидел свет. Однако знакомство с героями этого произведения, наблюдение за перипетиями их судеб и невольное представление себя на их месте постепенно приводят к сопоставлению с нашей сегодняшней жизнью. Тогда и начинаешь понимать, что роман “Война и мир” в самом […]...
- Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина “Капитанская дочка” С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась “История Пугачева”. Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество […]...
- Сложность синтаксического строя романа “Война и мир” Некоторые современники и последующие критики сравнивали “Войну и мир” с “Капитанской дочкой”. Для этого есть известные основания. Толстой шел вслед за Пушкиным, когда, в сущности, отрицал манеру исторического повествования, которой подражали русские романисты 20-30-х годов XIX века (М. Н. Загоскин, Н. А. Полевой, А. Ф. Вельтман, И. И. Лажечников). Как и Пушкин, он знал, что […]...
- Жанровое своеобразие драмы М. Горького “На дне” Человек – вот правда! М. Горький Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе “На дне” Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды “бывший людей”, обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма “На дне” ставит и решает философские вопросы: что […]...
- “МЫСЛЬ НАРОДНАЯ” В РОМАН Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Роман “Война и мир” первоначально был задуман автором как роман в абристе, возвращающемся в 1856 году из ссылки. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше понимал, что, не рассказав в самом восстании и еще глубже – в войне 1812 года, нельзя написать роман на необходимом для масштабов такого замысла уровне. Так замысел […]...
- Сочинение на тему: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ” Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с традиционными литературными жанрами и стилями, “Недоросль” является глубоко новаторским произведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности созданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике. Но в первую очередь новаторство писателя выразилось […]...
- Жанровое и композиционное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее “своим любимым детищем”. Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, “по словечку” в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой […]...