“Война и мир” как эпопея

Что такое “Война и мир” ? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. “Война и мир” есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Л. Н. Толстой
В статье “Несколько слов по поводу “Войны и мира”” Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже ни на один традиционный жанр – ни на роман, ни на героическую поэму, ни на историческую хронику.
В современном литературоведении “Войну и мир” принято называть романом-эпопеей, и это определение требует специальных

пояснений. Рассуждения о жанровом своеобразии толстовского произведения удобно связать с его творческой историей, то есть с историей от рождения замысла до написания окончательного текста.
В 1856 году Толстой задумал роман, героем которого должен был стать декабрист, возвращающийся из сибирской ссылки с семейством в Россию. К этому замыслу писателя подтолкнули реальные события, напомнившие в очередной раз русскому обществу о декабристах. В 1855 году после скоропостижной смерти Николая I на российский престол вступил Александр II. Он, по древнему обычаю русских царей, начал свое правление с милосердных
поступков.

Весной 1856 года во время коронации он объявил о прощении декабристов и о разрешении, если они пожелают, вернуться из Сибири в европейскую часть России. Появление декабристов в московских гостиных произвело сильное впечатление на образованное общество: декабристы, пережившие с 14 декабря 1825 года уголовное следствие, каторгу, ссылку и поселение в Сибири, выглядели не разбитыми, опустившимися, жалкими стариками, как можно было ожидать, но людьми, сохранившими человеческое достоинство, ясный ум “и дум высокое стремленье” (А. С. Пушкин “В Сибирь”).

В 1860 году Толстой назвал задуманный роман “Декабристы”. Сохранилось начало произведения: из сибирской ссылки возвращается декабрист Петр Иванович Волхонский-Лабазов, свежий и крепкий старик, который остался верен благородным убеждениям своей юности. Личность мужественного декабриста, его взгляды и характер интересовали автора прежде всего.

Старомодный и наивный Лабазов выгодно отличается от молодых либеральных болтунов, которых встречает в Москве и которых автор сатирически противопоставляет главному герою. Таким образом, признаки социально-психологического романа в “Декабристах” очевидны: описание характера одного или нескольких главных героев (как в “Евгении Онегине”, “Герое нашего времени”, “Обломове”) происходит на фоне русской общественной и бытовой жизни.
Написав три первые главы, Толстой бросил работу над романом “Декабристы”, но не оставил замысла произведения о декабристе. Естественно, начав рассказ о своем герое с 1856 года, писатель должен был обратиться к 1825 году – к самому восстанию на Сенатской площади и к подготовке его. В романе этот период в жизни Волхонского-Лабазова назван временем “заблуждений и несчастий”.

Отталкиваясь от 1825 года, автор неминуемо пришел к 1812 году, так как движение декабристов родилось из общественного подъема, связанного с победой в Отечественной войне 1812 года. Так социально-психологический роман о декабристах превращался в новый, теперь уже исторический роман “Три поры”, где события первой четверти XIX века создавали исторический фон (вдобавок к общественно-бытовому фону), на котором изображался главный герой.
Обратившись к событиям 1812 года, Толстой увлекся изображением Отечественной войны, и история из фона стала самостоятельным предметом описания. Роман напоминал теперь историческое сочинение, или историческую хронику, в которой отдельные (частные) факты (военные стычки, локальные бои, генеральные сражения, военные советы, дипломатическая переписка и переговоры) выстроены в строгой хронологической последовательности, соединены в большие (эпохальные) события (Отечественная война) и иллюстрируют сам ход национальной истории. При этом Толстой не забывал своего героя-будущего декабриста и продолжал разрабатывать романное повествование: молодой человек, как и лучшие представители русской нации, участвует в Отечественной войне и пытается осмыслить ее ход и характер.
Чем больше автор размышлял над Отечественной войной и рисовал ее отдельные эпизоды, тем больше исторический роман-хроника приобретал черты героической поэмы, которая воспевает подвиги героев во имя свободы родины и высоких идеалов (образцами героических поэм считаются французская “Песнь о Роланде”, русская “Задонщина”, “Россияда” М. М. Хераскова). Теперь Толстой начал новый вариант своего произведения – роман “Все хорошо, что хорошо кончается”. В этом варианте уже появляются знакомые по “Войне и миру” персонажи (например, семья Ростовых), из образа будущего декабриста Волхонского-Лабазова получилось два героя – Пьер Безухов и Андрей Болконский, а главное, в роман входят народные герои и сцены из народной жизни.

Толстой изображает патриотическое воодушевление русских во время Отечественной войны, то есть войны за свободу и независимость родины.
Последний вариант – роман-эпопея “Война и мир” – вобрал в себя замыслы предыдущих вариантов: личная жизнь человека, его поиски достойных идеалов; дворянское общество в первой четверти XIX века; народ как главный герой истории. То есть в “Войне и мире” сохранились жанровые признаки и романа, и героической поэмы, и исторической хроники. С одной стороны, герои, главные и второстепенные, получили развернутые характеристики в многочисленных эпизодах исторического повествования, можно даже говорить о диалектике души главных героев (Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых). С другой стороны, Толстой еще раз раздвинул исторические рамки своего произведения: от 1812 года он обратился к 1805 году, от победоносной Отечественной войны – к неудачной для России войне с Наполеоном.

Таким образом. Отечественная война стала не началом, а центром, композиционным и идейным, всего произведения.
Расширение описываемой в романе-эпопее исторической эпохи свидетельствовало о том, что у автора сложилась общая философская концепция, которая объясняла и историю народа, и жизнь отдельного человека. Толстой утверждал необходимость слияния (подчинения) личной воли и интересов с общей (народной, бессознательной) волей и интересами. Героический подвиг, гений русского народа в Отечественной войне, по мнению писателя, сказался в том, что именно простой народ понимает суть исторических событий, различает характер Наполеоновских войн 1805-1807 годов и Отечественной войны, умеет в критическую минуту подчинить личный интерес национальному (общему) интересу.

Об этом свидетельствует партизанская война, отказ мужиков продавать французам фураж и продовольствие, поджог собственных домов и имущества, чтобы врагу не досталось ничего. Эгоистические поступки и корыстные устремления московского губернатора Растопчина, полковника “с Владимиром и Анной на шее” (3, 3, XVI) Берга, генерала Беннигсена, представителей петербургского светского общества, которые мнили себя героями и присвоили себе славу победы, потонули в потоке народного непоказного патриотизма. Иными словами.

Толстой подчеркивает, что народ творит историю – важна не история в народе, а народ в истории. Соединение исторических событий с изображением народного характера (последний выразился в поступках простых мужиков, солдат, офицеров и аристократов Болконских, Ростовых, Безухова) сделало из “Войны и мира” национально-героическую эпопею.
Итак, “Война и мир” – одно из уникальных произведений русской и мировой литературы – обладает неповторимыми художественными особенностями, включая жанровые признаки. Являясь романом по основным признакам (через все произведение проходит описание судеб главных героев), “Война и мир” выходит за рамки классического романа. Произведение Толстого можно назвать эпопеей, так как предметом изображения у писателя становится вся русская жизнь первой четверти XIX века (государственная внутренняя и внешняя политика, основные слои и многочисленные прослойки русского общества, их взаимоотношения, их бытовой уклад, духовная жизнь).

Образы героев раскрываются не сами из себя, а связываются с общественной средой (роман), но многоплановое (эпопея) изображение этой среды, вернее, национальной жизни, оттесняет образы конкретных героев на второй план, делает их отдельными, хотя и очень яркими, представителями нации.
В “Войне и мире” присутствуют признаки исторической хроники и героической поэмы. Автор детально описывает ход Наполеоновских войн 1805-1807 годов; в общих чертах реформаторскую деятельность комитета Сперанского, очередную русско-турецкую войну (1806-1812); подробно все этапы Отечественной войны – от перехода французской армией через Неман до изгнания французов из пределов России. Толстой показывает героизм войск (Бородинское сражение, партизанская война) и нравственную красоту русского народа, когда русские солдаты, партизаны, мужики сочувствуют и помогают пленным французам.

Этот незаметный, “внутренний” героизм свидетельствует о великодушии нации и поэтому чрезвычайно высоко оценивается писателем.
Строго говоря, жанры, объединенные в романе-эпопее Толстого, были уже разработаны в произведениях разных европейских и русских авторов. Французский писатель В. Гюго уже написал большой социально-психологический роман “Отверженные” (1862), в котором судьбы нескольких главных героев показаны на фоне переломных революционных событий. Шотландский писатель В. Скотт в романе “Роб Рой” (1818) изобразил героические события из истории Шотландии и активную роль в них народных масс.

Русские писатели уже создали исторические романы (М. Н. Загоскин “Рославлев, или Русские в 1812 году” 1830, Ф. В. Булгарин “Петр Иванович Выжигин, нравописательный исторический роман XIX века” 1831) и повести (А. Погорельский “Изидор и Анюта” 1828) об Отечественной войне.

Философско-историческая концепция, представленная в “Войне и мире”, тоже была не нова, она высказывалась, например, в философских работах Г. Гегеля, Н. Г. Чернышевского.
“Война и мир” напоминает великие научные открытия. До Д. И. Менделеева человечество накопило большие знания о каждом химическом элементе в отдельности, но Таблица химических элементов, созданная русским ученым, объединив и систематизировав эти знания, стала важнейшим научным достижением. Заслуга Толстого состоит в том, что он соединил разрозненные идеи и жанровые приемы и создал огромное художественное полотно, которое одновременно является историческим, социальным, философским, семейным, психологическим романом-эпопеей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Война и мир” как эпопея