Воин-герой и литературный герой – плечом к плечу

Книг о Великой Отечественной войне написано множество. Но кто из литературных героев отличился настолько, что его образ получил новую жизнь в скульптурной форме?

Прежде всего вспомним Василия Теркина, самого, без преувеличения, любимого героя военных лет. Героя, воплотившего лучшие черты русского народа, который несмотря ни на что выполнил свое историческое предназначение в борьбе с “коричневой чумой ХХ века”. Кажется даже странным, что памятник Теркину появился так поздно, только в 1995 году, в канун 50-летия великой Победы. А свершилось

это в Смоленске.

Автор идеи – смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев, он и сам фронтовик.

Когда смотришь на бронзовую композицию Сергеева, которая называется “Василий Теркин и Александр Твардовский”, в памяти всплывают строчки из поэмы: “С первых дней годины горькой, // В тяжкий час земли родной, // Не шутя, Василий Теркин, // Подружились мы с тобой”. По замыслу автора поэт и боец встретились где-то на привале, присели на бревно поговорить. Оба в походной одежде: Теркин в гимнастерке, Твардовский в шинели.

Теркин с гармонью. У Твардовского планшет – неотъемлемый атрибут фронтового

корреспондента. Теркин легко узнаваем: неунывающий балагур. Твардовский внимательно, сосредоточенно слушает речь бойца.

Очень точно, по-моему, сказала об образе поэта Анна Никольская: “Скульптурный портрет Александра Трифоновича не похож ни на одну фотографию – в нем истинно сергеевская тревожность, нервность пластики и в то же время бесконечная жизненная достоверность. Кажется, он вобрал в себя всю боль за тех, не пришедших с войны…” ( Никольская А. За далью – даль // Народное образование. 1995. № 4. С. 73).

Еще раньше, в советское время, были установлены памятники героям “Молодой гвардии” А. А. Фадеева. Но если Василий Теркин – собирательный образ русского солдата, типизирующий лучшие его черты, то у фадеевских героев есть реальные прототипы – краснодонские комсомольцы. И все-таки памятники молодогвардейцам следует считать именно памятниками литературным персонажам. Об этом говорит, например, тот факт, что в Москве скульптурная группа “Молодая гвардия”, состоящая из пяти фигур, является частью композиции, в центре которой скульптура Александра Фадеева (с другой стороны – герои “Разгрома” Левинсон и Метелица).

Композиция установлена на Миусской площади (поблизости от станций метро “Белорусская” и “Новослободская”) в 1973 году (скульптор В. А. Федоров; архитекторы М. Е. Константинов и В. И. Фурсов). В отличие от камерного, лирического характера памятника Твардовскому и Теркину композиция, посвященная Фадееву и его героям, овеяна духом характерного для советской эпохи сурового монументализма.

Памятник героям “Молодой гвардии” есть и в самом Краснодоне.

В мае 2006 года отлитый из бронзы бюст легендарного летчика Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева был установлен в Комсомольске-на-Амуре (скульптор Надежда Ивлева). В этом городе он занимался в аэроклубе. А через две недели памятник Маресьеву был установлен в Камышине Волгоградской области – он уроженец этого города.

Автор скульптурной композиции – Сергей Щербаков.

Маресьев стал прототипом всемирно известной “Повести о настоящем человеке” Бориса Полевого, и в камышинском памятнике человек и персонаж обрели монолитное единство.

В заметке “Герои и ангелы в бетоне и бронзе” Андрея Серенко (Независимая газета. 19 декабря 2005 г.) говорится о том, что в другом городе Волгоградской области – Урюпинске – в сентябре появился памятник героям повести Михаила Шолохова ” Судьба человека“: “Фигуры Андрея Соколова, спасенного им мальчика и нескольких куриц изготовлены из железобетонных конструкций”. По замечанию автора, местные маргиналы – искатели цветных металлов и хулиганы – уже неоднократно покушались на эту композицию: отламывали от нее то фигуру одной из куриц, то голову скульптуры мальчика. Можно только посетовать по этому поводу, но не приставишь же к каждому памятнику охранника; наверное, логичнее изменить правила скупки цветмета у населения – от наследников чеховского злоумышленника уже много лет страдает наше посткоммунистическое хозяйство.

А теперь перенесемся в другие края, ведь книги о страшной войне, развязанной гитлеровским фашизмом, пишут и читают не только в России. И тоже устанавливают памятники героям таких книг.

Еще до распада Советского Союза в Вильнюсе, на перекрестке проспекта Красной Армии (интересно, как проспект называется теперь) и улицы Конарского, появился памятник Соловушке (скульптор Римантас Даучинтис, архитектор В. Бальчюнас). Литературной основой для создания памятника стала одноименная новелла популярного литовского писателя Пятраса Цвирки (1909-1947) о тринадцатилетнем мальчике – партизанском разведчике. Объем произведения крайне невелик – всего три с половиной страницы.

Сюжет таков. В самом конце сожженной гитлеровцами деревни, “там, где дорога сворачивала к темнеющему неподалеку лесу, расходясь на три малопроезжие проселочные дороги”, отважный мальчик поджидает, когда появятся гитлеровские солдаты, чтобы заманить их в засаду, устроенную партизанами. Партизаны ласково называют мальчика Соловушкой, потому что он, насвистывая на березовой дудочке “чудесную мелодию, которую не слишком привычное ухо не отличило бы от соловьиной трели”, сообщает необходимые сведения о непрошеных гостях и приводит их прямо в партизанскую западню ( Цвирка П. Избранные произведения: В 2 т. / Пер. А. Иоделене.

М., 1984. Т. 2. С. 115, 117).

Информацию о памятнике и его фотографию можно найти во втором номере журнала “В мире книг” за 1987 год, когда, по всей вероятности, памятник и был открыт. Как пишет в заметке Стасис Липскис, за несколько лет до этого Добровольное общество книголюбов Литвы объявило конкурс с целью выявить самого популярного героя литовской литературы. Таковым оказался Соловушка. Ему и посвятили первый в Литве памятник литературному герою.

Процитирую слова скульптора: “Мне хотелось, чтобы мальчик, сидящий на израненном осколками дереве, как бы выражал мысль, что песня может защитить мир. В скульптуре мне хотелось показать главное: не только ружьем можно защищать Родину, ее можно защищать и песней”.

Кстати, есть памятники и песням. В данном случае речь пойдет о песнях, связанных с войной. Около поселка Всходы, что на Смоленщине, на берегу реки Угры высится колодезный журавль, рядом с которым многотонный валун с медной табличкой: “Выходила на берег Катюша, на высокий на берег крутой”.

А вот журавлям из песни на стихи Расула Гамзатова (“Мне кажется порою, что солдаты…”) стоит уже не один памятник. В 2003 году к 80-летию поэта стая белых птиц появилась в Дагестане. Основанием для нее стала одиннадцатиметровая стела из черного мрамора.

Подобная композиция есть и в Северной Осетии. Семь белых журавлей вытянулись в цепь над могильным камнем у обочины Арахонского тракта. Посвящен памятник уроженцам этого горного края – семи братьям Газдановым, не вернувшимся с войны.

Во всех таких монументах гамзатовские журавли стали символом погибших Ради жизни на земле…

Время неумолимо, и уже почти не осталось в живых тех, кому вернуться все-таки посчастливилось. Даже юношам, оказавшимся в солдатской шинели на исходе войны, сейчас под восемьдесят. Для современных детей встреча с ветераном Великой Отечественной стала редкостью.

Об этой войне они смогут узнать теперь только из книг, из фильмов. И при встрече с памятниками.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Воин-герой и литературный герой – плечом к плечу