Военная тема в творчестве Константина Михайловича Си­монова



Военная тема в творчестве Константина Михайловича Си­монова (1915-1979) появилась до начала Великой Отечественной, начиная с событий в Испании и на Халхин-Голе. Уже в 1941 году в театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля “Парень из нашего города”;, поставленного по одноименной пьесе Симонова.

Это не была еще сама война, хотя в ней ощущалось предчувствие грядущих боев.

В годы Великой Отечественной войны Симонов был военным корреспондентом и побывал почти на всех фронтах. Поэт П. Антокольский вспоминал: “Когда говоришь о Симонове, война вспоминается прежде всего”;. Широкую известность и любовь чита­телей принесли Симонову стихотворения: “Жди меня, и я вер­нусь…”;, “Родина”;, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”;, “Родина”;, “Майор привез мальчишку на лафете”; и др.

Писатель первым создал повесть о Сталинградской битве “Дни и ночи”; (1943-1944). Книга была посвящена героической защите Сталин­града. Многие персонажи этого произведения имели реальных про­тотипов.

В 50-60 годы Симонов работает над трилогией “Живые

и мерт­вые”;, посвященной трем этапам Великой Отечественной войны. “Мне интересно,- говорил автор,- писать роман не о событии.

Меня привлекают события, существенные для жизни многих лю­дей, шире говоря – народы и страны, события, касающиеся всех персонажей и так или иначе определяющие их судьбы”;. Симонов, по словам исследователей, стал одним из зачинателей новой разно­видности – эпического романа-хроники.

В 1959 году вышел роман “Живые и мертвые”;. Центром повест­вования является судьба корреспондента армейской газеты Ивана Синцова в первый период войны. Автор рассказывает о разных эпи­зодах, в которых изображены многочисленные персонажи (более ста двадцати), которые сливаются в один монументальный образ народа.

Отступление в первые недели войны заставляет задумать­ся Синцова и других персонажей романа о причинах трагедии со­рок первого года. Один из героев романа Серпилин спрашивает ге­нерала из Генштаба: “; Скажи: как вышло, что и мы не знали? А если знали, то почему не доложили?

А если он не слушал, почему не настаивали?”; Однако ответа в романе нет.

Второй роман трилогии “Солдатами не рождаются”; (1964) тесно связан с событиями, рассказанными в первой части. Действие в ро­мане начинается в новогоднюю ночь, а заканчивается в февраль­ские дни 1943 года. Эти хронологические рамки охватывают собы­тия Сталинградской битвы. Писатель показал хронику событий фронтовых будней, ужасы фашистских лагерей, героизм в тылу ра­бочих ташкентского завода, страницы подпольной борьбы.

Герои трилогии: Синцов, Серпилин, Таня Овсянникова и другие – про­шли тяжелые испытания, проверку на человечность.

Завершает трилогию роман “Последнее лето”; (1971), посвящен­ный боям за освобождение Белоруссии. Центральной фигурой второй и третьей книги является образ генерала Серпилина (прототип – полковник Кутепов). В “Последнем лете”; Серпилин ведет в бой сто тысяч человек и успешно решает задачи огромной стратегической сложности. Он заботится о простых солдатах, стремится избежать лишних потерь.

Серпилин верит, что “Родина может требовать от своих сыновей подвига, а не бессмысленной смерти”;.

Трилогия “Живые и мертвые”; обозначила новый поворот в лите­ратуре социалистического реализма, указав на глубокий драма­тизм отношений между народом, личностью и историческим про­цессом. Хотя в целом творчество Симонова было в полном согласии с идеологией социализма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Военная тема в творчестве Константина Михайловича Си­монова