Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова
Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова (1915-1979) появилась до начала Великой Отечественной, начиная с событий в Испании и на Халхин-Голе. Уже в 1941 году в театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля “Парень из нашего города”;, поставленного по одноименной пьесе Симонова.
Это не была еще сама война, хотя в ней ощущалось предчувствие грядущих боев.
В годы Великой Отечественной войны Симонов был военным корреспондентом и побывал почти на всех фронтах. Поэт П. Антокольский вспоминал: “Когда говоришь
Писатель первым создал повесть о Сталинградской битве “Дни и ночи”; (1943-1944). Книга была посвящена героической защите Сталинграда. Многие персонажи этого произведения имели реальных прототипов.
В 50-60 годы Симонов работает над трилогией “Живые
Меня привлекают события, существенные для жизни многих людей, шире говоря – народы и страны, события, касающиеся всех персонажей и так или иначе определяющие их судьбы”;. Симонов, по словам исследователей, стал одним из зачинателей новой разновидности – эпического романа-хроники.
В 1959 году вышел роман “Живые и мертвые”;. Центром повествования является судьба корреспондента армейской газеты Ивана Синцова в первый период войны. Автор рассказывает о разных эпизодах, в которых изображены многочисленные персонажи (более ста двадцати), которые сливаются в один монументальный образ народа.
Отступление в первые недели войны заставляет задуматься Синцова и других персонажей романа о причинах трагедии сорок первого года. Один из героев романа Серпилин спрашивает генерала из Генштаба: “; Скажи: как вышло, что и мы не знали? А если знали, то почему не доложили?
А если он не слушал, почему не настаивали?”; Однако ответа в романе нет.
Второй роман трилогии “Солдатами не рождаются”; (1964) тесно связан с событиями, рассказанными в первой части. Действие в романе начинается в новогоднюю ночь, а заканчивается в февральские дни 1943 года. Эти хронологические рамки охватывают события Сталинградской битвы. Писатель показал хронику событий фронтовых будней, ужасы фашистских лагерей, героизм в тылу рабочих ташкентского завода, страницы подпольной борьбы.
Герои трилогии: Синцов, Серпилин, Таня Овсянникова и другие – прошли тяжелые испытания, проверку на человечность.
Завершает трилогию роман “Последнее лето”; (1971), посвященный боям за освобождение Белоруссии. Центральной фигурой второй и третьей книги является образ генерала Серпилина (прототип – полковник Кутепов). В “Последнем лете”; Серпилин ведет в бой сто тысяч человек и успешно решает задачи огромной стратегической сложности. Он заботится о простых солдатах, стремится избежать лишних потерь.
Серпилин верит, что “Родина может требовать от своих сыновей подвига, а не бессмысленной смерти”;.
Трилогия “Живые и мертвые”; обозначила новый поворот в литературе социалистического реализма, указав на глубокий драматизм отношений между народом, личностью и историческим процессом. Хотя в целом творчество Симонова было в полном согласии с идеологией социализма.