Военная тема в поэзии А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова
В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, – оружием слова.
Стихи и песни о войне появлялись на газетных полосах вместе с первыми сообщениями о военных действиях. Война, как самое страшное испытание, обостряет человеческие чувства, обнажает душу и, таким
Мы знаем, что ныне лежит на весах. И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Любовь к родине была характернейшей чертой поэтессы. И когда пришла Вторая мировая война, А. Ахматова живо откликнулась на эту беду. В своих произведениях она воспевает мужество и героизм патриотов, описывает трудности и ужасы войны (“Клятва”, “Мужество”,
Тому, кто смело сражается за родину, Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова…
Стране Грозила опасность уничтожения, рабства, поэтому воевать шли и молодые, и старики. Для тех, кто оставался в осажденных городах, было большой болью расставаться с близкими. Поэтесса обращается к таким людям, говоря, что печаль и боль надо превратить. в мужество и силу, чтобы фашизм был побежден:
И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавит.
Другой поэт, Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, “пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны “. В стихотворении “Майор привез мальчишку на лафете…” описывается впечатление, которое произвел на лирического героя “седой мальчишка”, у которого погибла мать:
Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.
Стихотворения этих замечательных поэтов заставляют нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.
- Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (1) Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, – Идет война народная, Священная война! С тех пор, как впервые прозвучала эта песня, прошли десятилетия, но и сейчас ее строки вселяют чувство торжественной решимости, чувство патриотизма, которое было так знакомо всем участникам Великой Отечественной […]...
- Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (3) Тема Великой Отечественной войны проходит через творчество многих писателей и поэтов. Ведь многие из них знают об ужасах войны не понаслышке. Например, поэт Сергей Орлов, начав служить рядовым, вернулся с войны старшим сержантом. В своих стихах он выразил память о павших в боях солдатах. В стихотворении “Его зарыли в шар земной” автор рассказал нам о […]...
- Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (2) Война… Наверное, это к счастью, что одно из самых страшных в мире слов для многих из нас сегодня остается все-таки словом, а не ужасной реальностью или трагическим воспоминанием. Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца, – так пишет о войне К. Симонов – поэт, с первых дней войны надевший военную форму, чтобы […]...
- ТРУДНОСТИ ВОЕННЫХ ЛЕТ (по стихотворениям А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова) ТРУДНОСТИ ВОЕННЫХ ЛЕТ (по стихотворениям А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова) 1 вариант Сколько трагических страниц было записано в Книге Памяти нашего народа в XX столетии! И, пожалуй, наиболее трагическими являются страницы Великой Отечественной войны. Четыре года страданий, четыре страшных года, унесших жизни миллионов невинных людей. Четыре года голода, холода, предательства, […]...
- Сочинение на тему: ПАМЯТЬ О НАРОДНОМ ПОДВИГЕ (по стихотворениям А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова) Поэзия Анны Ахматовой солнечна, проста и свободна. В поэтессе все было значительно: и внешний облик, и духовный мир. Никакие жизненные невзгоды не могли ее сломить, она всегда была величественной и мужественной. Когда пришла страшная беда – Великая Отечественная война, Анна Ахматова вместе со своим народом боролась против самого страшного зла XX века – фашизма. Это […]...
- Сочинение на тему: ТРУДНОСТИ ВОЕННЫХ ЛЕТ (по стихотворениям А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова) Великая Отечественная война – самое страшное И тяжелое испытание. Важнейшая тема литературы военных лет – тема братской сплоченности народов в трудных испытаниях войны. Русские и казахи, латыши и грузины, литовцы и украинцы, белорусы и татары, – солдаты разных национальностей плечом к плечу сражались за свободу Родины. Стихотворения А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. […]...
- ПАМЯТЬ О НАРОДНОМ ПОДВИГЕ (по стихотворениям А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова) ПАМЯТЬ О НАРОДНОМ ПОДВИГЕ (по стихотворениям А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова) 1 вариант Любовь к родной земле, к родине – не пустые слова для тех, кто пережил Великую Отечественную войну. Эта любовь была выстрадана ими и отвоевана в тяжелейших боях против вероломных захватчиков. Самое дорогое, что дано человеку на этой […]...
- Суровая правда войны (по стихотворениям А. Ахматовой и К. Симонова) Война искалечила судьбы многих людей, принесла разруху, горе, смерть. Но ответной волной в народных сердцах поднялась бесконечная любовь к Родине, дух самоотверженности и героизма, неукротимого стремления победить: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Души поэтов и в мирное время […]...
- Военная лирика Константина Симонова I. Учитель (под тихое звучание песни “Священная война”) . Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и авианалеты не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти […]...
- Тема Родины и гражданского мужества в поэзии Ахматовой Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого “серебряного века”, […]...
- Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого “серебряного века”, […]...
- Тема Великой Отечественной войны в поэзии М. Исаковского, К. Симонова, А. Суркова Проходят годы. Великая Отечественная война все дальше отодвигается в глубь истории. Но интерес к ней не утихает. Михаил Васильевич Исаковский. В 1941 году написал восьмистишье “Перед боем”. Эта карандашная зарисовка – один из первых поэтических откликов на грядущую войну. Ожиданием часа наступления была заполнена жизнь автора, оказавшегося вместе с другими беженцами в Чистополе. Пройдет несколько […]...
- Тема Родины и гражданского мужества в поэзии Анны Ахматовой Нелегким и долгим был жизненный путь великой русской поэтессы – Анны Ахматовой. А он не мог быть легким для человека, родившегося на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившего в период тяжелейших и сложнейших общественных потрясений, в том числе и революции. Анна гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла […]...
- Тема Родины, патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения “Утешение” и “Молитва” свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотворения Тайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как дышать. В цикле “Тайны ремесла” поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение “Творчество”), Объяснить это таинство невозможно, в […]...
- Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Анна Ахматова “гостила на земле” в трагическую эпоху, – трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. . Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы. По аллее проводят лошадок, Длинны волны расчесанных грив. О пленительный город загадок, Я […]...
- Военная тема в современной литературе (В. Быков, К. Воробьев) Нет, наверное, такой семьи, где война не затронула бы жизни людей. За годы Великой Отечественной войны в стране погибло около двадцати семи миллионов человек. Война оставила глубокую рану в душе каждого человека. И те люди, которые прошли через суровые испытания войны, через пекло и ад, будут помнить эти страшные тысяча четыреста восемнадцать дней, которые перевернули […]...
- Военная тема в лирике А. Т. Твардовского Поэзия А. Т. Твардовского – поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы военного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспондентом газеты “Красная звезда”, не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: “22 июня 1941 года”, “Я убит подо Ржевом”, […]...
- Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова (1915-1979) появилась до начала Великой Отечественной, начиная с событий в Испании и на Халхин-Голе. Уже в 1941 году в театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля “Парень из нашего города”;, поставленного по одноименной пьесе Симонова. Это не была еще сама война, хотя в ней ощущалось предчувствие грядущих боев. […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке – пророк, его слово – оружие в борьбе с общественными недугами. В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости […]...
- Военная тема в творчестве Светланы Александровны Алексеевич Светлана Александровна Алексеевич (род. 1948) не могла быть участником или свидетелем военных событий. Тем не менее, ее книга о войне “У войны не женское лицо”;, опубликованная в 1984 году, стала широко известна во многих странах. Книга написана в жанре документально-художественной прозы. В единую книгу Алексеевич собрала рассказы женщин, прошедших Великую Отечественную войну. В исповедях героинь […]...
- Военная тема в лирике А. Т. Твардовского. Чтение наизусть одного стихотворения Поэзия А. Т. Твардовского – поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы военного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспондентом газеты “Красная звезда”, не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: “22 июня 1941 года”, “Я убит подо Ржевом”, […]...
- Тема войны в творчестве К. М. Симонова Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова появилась до начала Великой Отечественной, начиная с событий в Испании и на Халхин-Голе. Уже в 1941 году в театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля “Парень из нашего города”, поставленного по одноименной пьесе Симонова. Это не была еще сама война, хотя в ней ощущалось предчувствие грядущих боев. В […]...
- Гражданское звучание поэзии А. А. Ахматовой 1. Блокадный город в стихотворении “Первый дальнобойный в Ленинграде”. 2. Птицы смерти стихотворения “Птицы смерти в зените стоят…”. 3. Мужество народа, воспетое поэтом. Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, но только с одних взимает кровь, с других – слезы. У. Теккерей Гражданская тематика очень близка духу и времени А. А. Ахматовой. […]...
- Как развивается тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”? (ЕГЭ по русскому) Поэма “Реквием” написана А. Ахматовой как откровение всех матерей разлученных со своими детьми. Она сама пережила весь ужас расставания с собственным сыном. Семнадцать месяцев она ждала встречи с ним у тюремных ворот, но мать и сын так и не свиделись. Всю свою боль и несбывшиеся надежды на свидание мать выливает нескончаемым потоком слез до той […]...
- Военная тема в рассказах Вересаева О войне он поведал читателю в записках “На японской войне” (1906 – 1907) и в примыкающем к ним цикле “Рассказы о японской войне” (1904 – 1906). “На японской войне” – кульминационное произведение дооктябрьского творчества Вересаева. Писатель впервые столь определенно раскрыл тему двух властей – власти самодержавной и власти народной. В последних главах записок, посвященных дороге […]...
- Военная тема в творчестве Василий Семенович Гроссма В годы Великой Отечественной войны Василий Семенович Гроссман (1905-1964) был военным корреспондентом газеты “Красная Звезда”;. В эти годы писатель публикует очерки, рассказы и первое крупное произведение о войне – повесть “Народ бессмертен”;. Опыт войны вылился у Гроссмана в крупную дилогию: первым был роман “За правое дело”;, законченный в 1949 году и опубликованный в 1953, второй […]...
- Военная тема в творчестве Василия Семеновича Гроссма В годы Великой Отечественной войны Василий Семенович Гроссман был военным корреспондентом газеты “Красная Звезда”. В эти годы писатель публикует очерки, рассказы и первое крупное произведение о войне – повесть “Народ бессмертен”. Опыт войны вылился у Гроссмана в крупную дилогию: первым был роман “За правое дело”, законченный в 1949 году и опубликованный в 1953, второй роман […]...
- Военная тема в творчестве В. М. Гаршина Развернутый план урока Г Лавная особенность Гаршина в изображении армии и войны – правдивое, насыщенное точными подробностями – батальными, бытовыми, психологическими – воспроизведение действительности. Его рассказы “Четыре дня”, “Трус”, “Из воспоминаний рядового Иванова”, очерк “Аясларское дело”, рисующие события русско-турецкой войны, отличаются непререкаемой достоверностью. В основу военных рассказов Гаршина легли собственные жизненные впечатления автора. Гаршин был […]...
- Образец сочинения – Основные мотивы поэзии А. Ахматовой Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах. Пожалуй, для […]...
- Основное содержание поэзии Кузмина и Ахматовой Для Городецкого акмеизм – опора в неприятии иррационализма символистской поэзии. Через фольклор, литературу он более тесно связан с национальной русской культурой, что впоследствии и вывело его за рамки акмеизма. Первый сборник стихов С. М. Городецкого (1884-1967) “Ярь”, построенный на мотивах древнеславянской языческой мифологии, появился в 1907 г. “Ярь” – книга ярких красок, стремительных стиховых ритмов. […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака Размышляя О природе поэтического творчества, В. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства выразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в […]...
- Патриотическая тема в лирике Ахматовой Ахматовой было 25, когда в ее изысканный, наполненный красотой, любовью, литературой, служением Музе мир ворвалась война. “Мы на сто лет состарились, и это тогда случилось в час один”, – начинается стихотворение “Памяти 19 июля 1914 года”. Из памяти, как груз отныне лишний, Исчезли тени песен и страстей. Ей – опустевшей – приказал Всевышний Стать страшной […]...
- СУДЬБА РОССИИ В ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия […]...
- “АХМАТОВА – ЖАСМИННЫЙ КУСТ, ОБУГЛЕННЫЙ ТУМАНОМ СЕРЫМ” (по поэзии А. А. Ахматовой) “АХМАТОВА – ЖАСМИННЫЙ КУСТ, ОБУГЛЕННЫЙ ТУМАНОМ СЕРЫМ” (по поэзии А. А. Ахматовой) Лирика Анны Андреевны Ахматовой занимает значительное место в русской поэзии XX века. Поэтессе выпало жить в сумбурное и тяжелое время, на рубеже двух веков – XIX, “железного”, по определению Александра Блока, и XX – наполненного страхом, страданиями и бурными страстями. Это была целая […]...
- Тема реквиема в творчестве Ахматовой Тема реквиема живет не только в литературе. Она живет и в музыке. Свой реквием Моцарт начал писать в 1791 году. Но он не успел его закончить. Это сделали его ученики. Как и “Реквием” Ахматовой, это произведение было написано по заказу. В июле 1791 года к Моцарту приехал человек в черном и заказал заупокойную мессу. В […]...
- Тема России в лирике А. А. Ахматовой Ахматова А. А Тема России в лирике А. А. Ахматовой Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем “род”: родной, родник, родина, народ, природа. Все эти слова в сознании русского человека неотделимы друг от друга. Именно нерасторжимая связь русского человека с землей, с природой отличает его от человека западного. И это же отличие позволило думать о русском характере […]...
- Развитие традиций женской поэзии в лирике Ахматовой и Цветаевой Любовный роман, развертывавшийся в предреволюционных стихах и Ахматовой и Цветаевой, был шире и многозначительней своих конкретных ситуаций. В их любовные романы входила эпоха. В сложной музыке ахматовской лирики жила и давала о себе знать особая, странная пугающая дисгармония. Она писала впоследствии, что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиг и трение тех […]...
- Произведения Симонова на военную тематику Подлинным началом своей поэтической биографии Симонов считает стихотворение “Генерал (памяти Матэ Залка)” (1937). Затем он публикует несколько поэм: “Возвращение” (1937), “Победитель” (1937), “Ледовое побоище” (1938), “Пять страниц” (1938) и “Суворов” (1938) – одно из лучших своих поэтических творений. После окончания литературного института, осенью 1938 года, Симонов поступает в аспирантуру. Но в августе 1939 года оставляет […]...
- Тема поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова “Вчерашний день часу в шестом…” – совсем иная Муза. Между “крестьянкой молодой” и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки […]...