Военная лирика Константина Симонова



I. Учитель (под тихое звучание песни “Священная война”) . Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и авианалеты не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в своей книге “Россия в войне 1941-1945 гг.” писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких

поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало – война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.

II. Выступления учащихся

1. К. М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”.

Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме “Отец” Симонов обратился к нему со словами

благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.

2. К. Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол.

Всю войну работал корреспондентом газеты “Красная звезда”, переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: “Жди меня, и я вернусь…”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”, “Родина”, “Майор привез мальчишку на лафете…” и др.

III. Учитель. Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте.

Послушайте, что пишет в своем дневнике писатель через месяц после начала трагедии.

“Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, Дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок прически. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут.

Их вели вперед чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха нем­цы, и они внезапно для себя попадали в плен”.

Можно представить, в каком настроении был К. Симонов, когда писал стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”.

27 июля – бои под Смоленском и отступление под Житомиром.

29 июля – новоржевское направление… И – как крик: немцы перед атакующими частями гонят… женщин и детей.

Армии отступали. Герои умирали, но не сдавались.

IV. Анализ стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”

1. Чтение стихотворения подготовленными учениками.

2. Словарная работа:

Кринка – глиняный удлиненный горшок для молока;

Тракт – большая проезжая дорога;

Погост – кладбище;

Салопчик – женская одежда.

3. Беседа с учащимися.

– Сколько частей в стихотворении?

(В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь…”)

– К кому обращается К. Симонов?

(Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошел по дорогам войны.)

Учитель. Алеша – это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времен войны “Землянка” (обращаем внимание учащихся на портрет А. Суркова).

– Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?

(Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)

– Какие эпитеты передают настроение поэта?

(“Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.)

– Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

(Ответ на этот вопрос дает поэт строками:

…все-таки Родина –
Не Дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены…)

– Какой видится Родина поэту?

(Это “…деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”.)

– Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?

(Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождем”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)

– Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.

(“Мы вас подождем!” – говорили нам пажити. // “Мы вас подождем!” – говорили леса.)

– Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?

(“…седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.)

– Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

(Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он все больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”.)

– Чей образ предстает в последней строфе?

(Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)

– Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К. Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?

(Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)

V. Заключительная часть

Учитель. Стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” обращено и к нашей памяти. Более шестидесяти лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца или брата на фронт…

Весь под ногами мир земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Военная лирика Константина Симонова