“Во всем мне хочется дойти до самой сути” анализ стихотворения Пастернака

История создания

Стихотворение “Во всем мне хочется дойти до самой сути” было написано в 1956 г. Оно было включено Пастернаком в книгу “Когда разгуляется”, изданную посмертно в “Избранном” (1961).

Это было нелегкое время в творчестве Пастернака. Сразу после войны началась постепенная, все более усиливающаяся травля поэта. Пастернак был признан автором, далеким от советской идеологии, безыдейным и аполитичным. Проводившаяся в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом коснулась и Пастернака.

Уже напечатанный сборник “Избранного” 1948 г. был уничтожен, не вышли в свет также избранные переводы. Только после смерти Сталина в журнале “Знамя” напечатали подборку стихотворений Пастернака из неизданного романа “Доктор Живаго”.

Хрущевская оттепель, начавшаяся в 1956 г. надеждой на публикацию “Доктора Живаго”, в том же году была для Пастернака сведена на нет, публикация в журналах запрещена, а взгляд автора на социалистическую революцию и ее последствия считался неприемлемым. В это время только стихи становятся для поэта примером “свободного выражения настоящих своих мыслей”. Именно об этом стихотворение “Во всем мне хочется дойти до самой сути”.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к философской лирике, оно изъясняет природу и проблемы творчества.

Советские литературоведы относили стихотворение к литературному направлению соцреализма, исходя из представленного в нем оптимизма. Лирический герой, с точки зрения советского литературоведения – настоящий советский человек, желающий дойти до самой сути, выполнить свою работу хорошо. Такая точка зрения, учитывая биографию и взгляды писателя, ошибочна.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – секрет, формула творчества, стихов. Пастернак размышляет о тематике своего творчества и о том, как достичь совершенства. Основная мысль состоит в том, что та высота поэзии, которой он достиг – еще не предел, потому что предела совершенству в поэзии, как и в жизни, как и в страсти – не существует.

Это своеобразное итоговое стихотворение поэта, рубеж, вывод из всей прожитой жизни и готовность к следующему этапу.

Стихотворение состоит из 10 строф и начинает итоговую книгу поэта “Когда разгуляется”. В первых трех строфах лирический герой открывает душу, объясняя, что в жизни и в творчестве считает важным. Следующие три строфы посвящены теме страсти в творчестве поэта. Строфы с 7 по 9 реализуют метафору Вольтера из повести “Кандид”: надо возделывать свой сад.

Сад для лирического героя – творчество. Герой описывает создание стихотворения как взращивание сада.

Последняя строфа – подведение итогов. Уже рожденные стихи – это, с одной стороны, достижения, которые дают возможность автору почувствовать себя победителем, а с другой – только сильней натягивают тетиву лука творчества, с которой готовы сорваться новые стихи, новые результаты.

Тропы и образы

В первых трех строфах Пастернак будто отказывается от присущей его стихам метафоричности, используя только общеязыковые метафоры: дойти до самой сути, до оснований, корней, сердцевины, сердечная смута, схватывать нить. Эти строфы – попытка логически рассуждать о целях своей жизни (дойти до самой сути, то есть осознать сущность, причины, основания, корни, сердцевину всего, что с ним происходит) и об областях применения этих целей (работа, поиск пути, размышление, чувства, любовь, свершение открытий).

Но лирический герой – прежде всего поэт, а не философ. Из всех нереализованных или не до конца реализованных тем он выбирает тему любви как наиболее важную в поэзии. Его размышление начинается признанием поражения: “О, если бы я только мог”.

Лирический герой считает, что не достиг совершенства в описании страсти, потому что и сам до конца не понимает ее природу.

Восемь строк, с точки зрения поэта – идеальный размер любовной лирики. Поэты 19 века вполне могли уместить все свойства страсти в 8 строк. Это – идеал лирического героя. Дальше он перечисляет предмет лирического стихотворения, не используя ни одного глагола, а только часть речи, обладающую значением предметности – существительные: беззаконья, грехи, беги, погони, нечаянность впопыхах, локти, ладони.

Из существительных рукою мастера вполне составляется картина страсти в ее развитии. В шестой строфе лирический герой посягает на то, чтобы вывести “закон” страсти, то есть нечто подобное формуле любви, в которую войдет начало страсти, закономерности и инициалы имен возлюбленных.

Строфы с седьмой до девятой наконец наполняются знаменитой пастернаковской метафоричностью. Если стихи подобны саду, то его возделыванию надо отдаваться полностью, “всей дрожью жилок”. Липовые аллеи олицетворяются, деревья становятся гуськом, в затылок. В отличие от рассуждения о страсти, Пастернак перечисляет не предмет поэзии, стихов, а их суть, сопоставляемую с миром природы: дыханье роз и мяты, луга, осока, сенокос, раскаты грозы.

Лирический герой сравнивает хорошие стихи с этюдами Шопена, считая, что в поэзии должна ощущаться жизнь природы, как в музыке Шопена отражено чудо фольварков (маленьких польских поместий), парков, рощ, могил.

Последняя, итоговая строфа возвращает философскую мысль к началу стихотворения. Герою хочется дойти до самой сути, и он многого достиг, во многом преуспел, что было сопряжено с мукой, с игрой, которая есть метафорой жизни. Сами же достижения метафорически сопоставляются с натянутой тетивой лука, с напряжением, благодаря которому они родились.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано ямбом с правильным чередованием четырех – и двустопных строчек. Рифмовка перекрестная, мужская рифма чередуется с женской. Пастернак не заканчивает мысль ни в одной непарной строчке, из-за чего создается впечатления, что стихотворение состоит из двустиший с повторяющейся внутренней рифмой.

Стихотворение все наполнено воздухом – паузами, которых в прозаической речи не было бы в этих предложениях. Создается впечатление, что лирический герой размышляет вслух, поминутно задумываясь над сказанным.



“Во всем мне хочется дойти до самой сути” анализ стихотворения Пастернака