Внутренняя свобода как “производственная необходимость”для словесника

Эта статья продиктована потребностью “отойти на шаг в сторону” и осмыслить то, что происходит с нами, учителями, и со школьным предметом “литература”.

То, что уровень преподавания литературы падает, – печально, но факт.

То, что ученики в массе своей не читают, – тоже факт.

То, что общий культурный уровень катастрофически низок, – общепризнанно.

То, что мы, учителя, становимся порой участниками забавного (или не забавного) фарса, – тоже факт.

В качестве подтверждения последней мысли приведу награждение лучших

учителей премией в размере 100 000 рублей в рамках Приоритетного национального проекта “Образование”. Ты только тогда учитель “лучший”, “достойный”, когда сумел правильно оформить папку бумаг. А если неправильно – ну, например, наименование учреждения написал не полностью, не так, как в уставе учреждения, – ты учитель “недостойный”.

И неважно, Какие у тебя уроки, – главное, как ты оформил бумаги!

Как правило, словесники в школе – самые исполнительные, самые переживающие за детей, самые преданные своему делу учителя. Почему? Потому что ежегодно (ежедневно!) проходят испытание

на любовь к предмету и на прочность характера: неподъемные тетради, непомерная по затратам времени и сил подготовка – и это при скромной оплате труда и негативном психологическом прессинге общественного мнения.

И словесник меняется. Он лишается внутренней свободы, становится все более робким и все более исполнительным. Его все легче “строить”: конкурс сочинений тот, конкурс сочинений этот, мероприятие то, мероприятие это, снимем уроки, затопчем робкий голосок совести и напишем в журнале “что положено”… Все – некогда: и правда ведь, жизнь летит с такой скоростью, ни на что времени нет…

Некогда в театр сходить, некогда книжки читать, да что там: нет времени прочитать даже вступительную статью к билетам, опубликованным в “Вестнике образования”. Учителя порой не знают, что билетов может быть не 25, а 20, что не обязательно три вопроса в билете, а может быть два, и что 25% содержания вопросов можно изменить, подстраиваясь под свой класс… Не знают?

А может, просто не хотят что-то менять? Это сложно, ответственно… Мы уже в таком состоянии постоянной загнанности, что похожи на обезьянку из анекдота: “думать некогда, трясти надо”.

Учитель сейчас Боится.

Страшится наказания за то, в чем – не виновен. Ведь непосильная ставится перед ним задача – ответственность за высокий уровень знания литературы и теми детьми, которые ее знать Не хотят. (К сожалению, нельзя не отметить, что появилась и другая “педагогическая” позиция – полной Безответственности за свое дело: “будьте нам благодарны уже за то, что в таких условиях мы входим в класс”.)

Но при этом лучшим словесникам свойственно отчаянное и горькое сознание, что они – последний оплот культуры. “Если Дети не прочитают сейчас, то не прочитают никогда!” (А ведь точно: не прочитают!) Словесникам свойственно сознание своей незаметной, но по-настоящему героической жертвенности – и это в эпоху, когда полстраны таращится на экран, где “последний герой” красиво, мужественно жует каких-то там тараканов или гусениц…

Сейчас нам всем надо остановиться в своем беге и осмыслить Себя в этом мире (имея в виду профессию, личность, свой предмет), осмыслить спокойно, взвешенно, без излишних эмоций.

Прежде всего – об учителе. На качество преподавания очень влияют интеллектуальный уровень и профессиональная подготовка учителя. Именно от них зависит внутренняя свобода предметника, умение на уроке Создавать свое, а не слепо следовать чужому. Даже в пределах обучения на базовом уровне учитель все равно должен создавать, а не копировать. (Речь идет, конечно, не о волюнтаризме и ни в коем случае – об учительском произволе.) И здесь – “учиться, учиться и учиться…” Учитель – это тот, кто всегда учится.

Любое обучение, иногда даже удаленное от предмета, – весьма важно. Учительское отношение к жизни похоже, если так можно выразиться, на “пчелиное отношение” к цветам – любой взяток берет и несет в улей. Так и учитель – все окружающее трансформируется в сознании по принципу: нужно это или не нужно детям, могу ли (не сейчас, так после) применить это на уроке.

Учителю литературы как человеку должен быть свойствен особый шарм, особое отношение к жизни. Обязательно – чувство собственного достоинства. Как у Стругацких в “Отягощенных злом”: “У нас есть чувство глубокого удовлетворения, чувство законного негодования, а вот с чувством собственного достоинства у нас давно уже напряженка”. Ох и верно: напряженка!

Но чувство собственного достоинства немыслимо без свободы – свободы временной, свободы финансовой (пушкинская мысль: деньги – это свобода). Всего этого у словесника нет. И все же главное – это внутренняя свобода, независимость мысли, способность оценить происходящее, отринув привычные шаблоны. И тут мы в плену привычных, устоявшихся взглядов, мы ими защищены, нам страшно взглянуть в лицо жизненным реалиям…

Мир изменился, а мы все те же? Но мы же знаем, что любая преграда на пути живого течения реки будет прорвана. Поэтическая формула “Как мир меняется, и как я сам меняюсь…” – это, в общем-то, закон жизни.

Теперь – об экзаменах. Все, как известно, начинается с целеполагания. Для многих учащихся конечная цель изучения предмета – успешно сдать экзамен. Значит, на преподавание влияет – или будет влиять – введение Единого государственного экзамена по литературе.

Как будет влиять? Приведу один пример.

Март 2007-го, финал конкурса “Учитель года”. Уроки в гимназии № 56 Санкт-Петербурга. Перед уроками – действо, которое называется “Самопрезентация”. Учитель должен рассказать о своем педагогическом кредо, о предстоящем уроке.

Вот перед нами учитель, который прекрасно держится, возвышенно и красиво говорит о том, как в своей школе проводит замечательные мастерские, о предстоящем уроке – мастерской по сказке Оскара Уайльда “Соловей и роза”. Вопрос члена жюри Марии Борисовны Багге корректен, тон – сдержан: “А как вы будете готовить своих учеников к экзаменам?” Конкурсантка быстро и уверенно отвечает: “Натаскивать на ЕГЭ я буду на отдельных уроках!”

Вопрос и ответ приведены дословно. И в них, как в капле воды, отражено будущее нашего предмета – в Массовом его преподавании.

Так что же – не нужен Единый государственный экзамен по литературе – в силу особой специфики предмета? Грустно глядя в дорогие мне лица коллег


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Внутренняя свобода как “производственная необходимость”для словесника