“Вместе” – “умрем” или “будем жить”?
Предпринимая попытку сопоставления стихотворений Ф. Сологуба “В поле не видно ни зги…” (1897) и В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” (1914), мы преследуем цель посмотреть на противостояние символизма и футуризма не через теоретические манифесты, а сквозь призму конкретной поэтической практики. Не секрет, что громогласно декларируемая борьба на деле часто оборачивается если не примирением, то наследованием, продолжением традиций – даже преодолеваемых. Как кажется, похожая ситуация и в случае с обозначенными поэтическими
Сходство это, не отменяющее и не затеняющее различий (о существовании которых заведомо известно читателю), требует пристального внимания к себе – на его фоне и сами различия воспринимаются в диалектической связанности.
Сходна прежде всего ситуация, изображенная в стихотворениях: одинокий человек во враждебном мире. У Сологуба герой оказывается посреди темного
Холодно и тихо в поле, одинок смертельно уставший герой: “Сам я и беден, и мал, // Сам я смертельно устал, // Как помогу?” Стихотворение Маяковского построено сложнее, в центре его – образ оркестра, один из распространеннейших образов ранней лирики Маяковского (его следы мы находим в стихотворениях “Кое-что по поводу дирижера” (1915), “А вы могли бы?” (1913), “Я” (1913), в поэме “Облако в штанах” (1915); в поэме “Война и мир” (1916) весь мир становится театром с эстрадой, колеблемой “костром оркестра”). В “Скрипке и немножко нервно” очеловечены музыкальные инструменты. Вернее, люди, потеряв все живое, эмоциональное, стали инструментами, способными только механически “вылязгивать” вовсе не музыкальные звуки. Одна лишь скрипка может плакать – “по-детски”.
Этот плач – тоже зов о помощи. Лирический герой стихотворения Маяковского, как и герой Сологуба, оказывается единственным, кто может услышать этот зов и откликнуться на него.
Как видим, в образной системе рассматриваемых стихотворений выделяются три центра: 1) лирический герой; 2) просящий о помощи (скрипка – у Маяковского, неопределенный “кто-то” – у Сологуба); 3) окружающий героев мир (лязгающий оркестр – и темное, холодное поле).
Подчеркнуто одиночество просящего о помощи, правда, по-разному: у Сологуба – в цветовом плане (черное поле, в котором “не видно ни зги”), у Маяковского – в звуковом (контраст создается с помощью выразительной соотнесенности слов: скрипка “выплакивала” – глупая тарелка “вылязгивала” ; сама рифма “скрипка – влип как” характерно подчеркивает тот же конфликт поэтического и пошлого, будничного).
Одинок и лирический герой. Мотив одиночества развернут у Маяковского подробнее: он звучит не только в словах самого героя (“Знаете что, скрипка? // Мы ужасно похожи: // я вот тоже – // ору, // а доказать ничего не умею!”), но и в репликах музыкантов, смеющихся над его поступком.
Это слово – “поступок” – может в нашем разборе стать поворотным, поскольку именно его совершение отличает героя Маяковского от героя Сологуба. Попав в сходную ситуацию, слыша зов о помощи, они ведут себя по-разному. У Сологуба герой задает самому себе вопросы, равные отказу: “Что я могу?..
Как помогу?” И неслучайно Зов сменяется Призывом, обращением к герою как к более слабому, ободрением, в котором слышится готовность помощь предоставить: “Брат мой, приблизься ко мне! // Легче вдвоем…” Герой Маяковского весь в действии, пусть неуклюжем, нелепо выглядящем со стороны (“шатаясь полез через ноты, // сгибающиеся под ужасом пюпитры, // зачем-то крикнул: “Боже!”, // Бросился на деревянную шею…” – отметим в этой связи обилие глаголов), но все-таки действии – зов услышан (хотя он и не был адресован герою; поведение скрипки Прочитано героем как зов, что говорит о его необыкновенной чуткости и открытости другому), поступок совершен.
Однако спасает ли кого-нибудь герой этим поступком? Почему так неуверенно, будто повисая в воздухе, звучат последние слова стихотворения: “Знаете что, скрипка? // Давайте – // будем жить вместе! // А?”? Почему не покидает читателя ощущение несуразности происходящего, возникшее еще при чтении названия стихотворения, построенного на сочетании несогласующихся слов? (Интересно, что построенное по аналогичной схеме стихотворение с оптимистическим, уверенным финалом есть у послереволюционного Маяковского – “Хорошее отношение к лошадям”. Возможно, что оно сознательно полемично по отношению к “Скрипке” – даже местом действия выбран опять Кузнецкий мост.) Не нелепым ли ребячеством выглядит поведение героя?
Может быть, отказ от помощи, основанный вовсе не на ненависти к человеку (как зачастую писали критики о Ф. Сологубе), а на особой, проникнутой глубоким трагизмом философии смерти как единственном выходе из жизни, похожей на “звериную клетку” (образ одного из сологубовских стихотворений), свидетельствует о большей мудрости, о большем мужестве человека, глядящего в лицо реальности (вспомните выстраданные собственной жизнью строки поэта: “Я зажгу восковую свечу // И к творцу моему воззову, // Преклоняя главу и колени, // Бытия моего не хочу, // Жития моего не прерву, // До последней пройду все ступени. // И не я выбирал этот путь, // И куда он ведет, я не знаю”)?
Мы намеренно остро сформулировали вопросы, чтобы показать, что различие позиции Сологуба и Маяковского более глубокое, чем может показаться на первый взгляд. Несогласие, несмирение, неприятие существующего порядка вещей выражено и в одном, и в другом стихотворении, только опору для своего протеста поэты находят в разном: Сологуб – в смерти, Маяковский – в жизни. Отсюда и контрастные финалы: “Вместе умрем” – “Будем жить вместе”.