Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
Человек – часть социальной среды, поэтому от того, насколько “здорово” общество, зависит и благополучие каждого из нас. Особое влияние на образ жизни людей оказывает социально-политический строй и национальные традиции. Окружающая действительность может делать нас лучше или хуже, подвергать всевозможным отрицательным явлениям.
Писатели, поэты, философы и многие другие люди, выступавшие за нравственное богатство человечества, считали, что общество – один из главнейших “воспитателей” личности.
А. Н. Островский тонко чувствовал влияние социального строя на человека. Это подтверждается такими пьесами, как “Гроза”, “Бесприданница”, “Не сошлись характерами”, “Доходное место” и другие. Именно миру российского чиновничества Островский посвящает пьесу “Доходное место”. Он критикует всю систему русской бюрократии.
В этом произведении взяточничество является одной из главных тем. Юсов и Вышневский, герои пьесы, горячо защищают не только взяточничество, но и весь жизненный уклад дореформенной России. Так, Вышневский считает, что
Даже силу женской любви, силу настоящего, подлинного человеческого чувства измеряет он количеством подарков и денежных расходов. Этот человек оправдывает подхалимство, преклонение младших перед старшими.
Попытки же честного интеллигента Жадова противостоять этому обществу воспринимаются окружающими как вредная “философия” и “вольнодумство”. Если мировоззрение Вышневского или Юсова стоит на страже “старого порядка вещей”, то позиция Жадова – предчувствие новых норм жизни.
В столкновении со старым миром Жадов терпит поражение. Торжествует не он, а Белогубов – питомец Юсова. В конце концов Жадов, поняв свое бессилие, отказавшись от иллюзий, вынужден обратиться к дядюшке с просьбой о доходном месте.
Таким образом, Островский очень реалистично рисует картину “обмельчания” человека, когда тот под тяжестью общественного мнения отказывается от истинных ценностей. В пятом акте Островский все же спасает Жадова от окончательного падения: темные дела Вышневского разоблачены, а преступник отдан воле суда.
Жадов раскаивается в своей “слабости”. Автор изобразил своего героя очень правдиво, не скрывая бессилие этого человека перед представителями “старого порядка”. Недаром Жадов говорит о себе: “Я не герой, а обыкновенный, слабый человек”.
На мой взгляд, это не слабость, а неумение противостоять всему алчному и пошлому. И, к сожалению, это свойственно многим людям, так как один человек не в силах выступать против общества и социального уклада.
Мир, в котором мы живем, наше мировоззрение – это, прежде всего, общество, которое нас воспитывает и растит, так называемая массовая культура. Почему мы носим костюмы, а не набедренные повязки? Так одеваться не принято в нашем обществе. Зачем нужны гимны и флаги?
Чтобы люди были объединены общей идеей, скрепляющей общество. Большинство наших действий, практически все, что мы делаем, – это не наш выбор, а перенятые у общества нормы и правила, которые прививаются с самого детства. Хотим мы этого или не хотим, осознаем или не осознаем, разделяем или противостоим – мы живем в обществе, которое на 80 % (а может, и больше) определяет наши мысли и поступки.
Свой взгляд на проблему влияния среды на человека показал известный писатель Уильям Теккерей. По мнению автора, снобизм – основная проблема английского общества девятнадцатого века. Снобы есть во всех социальных слоях. Сноб, по определению Теккерея, – “тот, кто подло преклоняется перед подлым явлением”, кто смотрит вверх с обожанием и вниз с презрением.
Лакейская психология в английском обществе того времени возносится до уровня общественного явления: “Сноб – это лягушка, которая стремиться раздуться до уровня быка”.
Именно таким предстают перед нами герои романа “Ярмарка тщеславия”, где нет места искренности и настоящей любви. Автор рисует нравы людей определенной эпохи, когда основной ценностью были деньги и власть. Поэтому каждый из героев мечтает только об этих благах. Композиция романа двупланова: с одной стороны, рисуется картина жизни буржуазных кругов, с другой – жизнь аристократии, к которой пытается приобщиться Ребекка Шарп.
Эта женщина умна, энергична, красива, но от ее зеленых глаз и улыбки становится страшно: она коварна, лицемерна, готова почти на все, лишь бы стать богатой и “респектабельной”. Ребекка не умеет любить и восхищаться окружающим миром, впрочем, как и остальные персонажи произведения. Все у них пошло и наигранно.
Нравственные ценности аристократов подобны тем, какими обладает буржуазия. Ради денег каждый из них готов перегрызть горло конкуренту. Корыстные интересы и низменные страсти делают близких людей врагами.
Все члены семьи ждут с нетерпением смерти старой мисс Кроули, чтобы поделить ее имущество.
Уильям Теккерей показывает пороки общества изнутри, дает возможность читателю осмыслить эту действительность и сделать выводы. Однако “Ярмарка тщеславия” – роман не обличительный, писателя волнует больше молодое поколение, которому следует указывать на пошлое, противоестественное истинной сущности человека, чтобы воспитать любовь к настоящему и единственно правильному. Теккерей рисует общество, разлагающее личность, и показывает, что что-то изменить в этом порядке вещей очень сложно, на это может потребоваться много времени…
Время… Именно в нем заключается главная загадка бытия. Оно рано или поздно расставляет все по своим местам: честных и искренних людей награждает любовью и счастьем, лицемеров – болезнями и одинокой старостью. Общество никогда не стоит на месте, оно постоянно куда-то движется в своем развитии вместе со временем.
На смену одним ценностям приходят другие, меняется и быт, и мораль, и мода, и образ жизни, и образ мышления. Самое главное, на мой взгляд, – выбрать для себя границу между собой и обществом, то есть осознать, насколько общество влияет на личность и определить, какому влиянию следует поддаваться, а какого нужно избегать.