Властелин колец характеристика образа Хоббитов
Хоббиты (слово “хоббит”, по версии самого Толкина, сокращенная форма слова Holbytlan, то есть Hole-dwellers – жители нор; по другим версиям, в нем соединяется слово rabbit (кролик) со среднеанглийским словом hob, которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции) – народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы). Изначальные свойства и привычки X. напоминают не только о фольклорных
В слабости X. (приземленное™ и бытовой ограниченности) – их сила (“Хоббиты цепко держатся за этот мир”; “Обеими ногами стоят на земле”; “То они мягче масла, то вдруг жестче старых древесных корней”; “Доля отваги, доля мудрости, сочетающиеся в меру” – так о них говорят маг Гэндальф, хозяин леса Том Бомбадил и гном Торин). Толкин, по собственному признанию, создал X. маленькими, чтобы “выявить в существах физически более чем слабых поразительный и неожиданный героизм обыкновенного человека “в крайних обстоятельствах”. Развертывание хоббитской темы начинается с героя детской сказочной повести “Хоббит” Бильбо Бэггинса, пятидесятилетнего зажиточного обывателя, посвятившего предыдущие годы, по обычаю образцового хоббитского семейства Бэггинсов, обильным трапезам и курению табака.
Однако этим сложившимся в силу воспитания и обстоятельств укладом жизни не исчерпывается характер Бильбо: в нем скрываются непроявленные и неведомые самому герою качества, унаследованные им по материнской линии от семейства Туков, – веселая предприимчивость и творческое любопытство. Это исходное противоречие явного и потенциального, бэггинсовского и туковского начал в жизни Бильбо является основой сюжета “Хоббита”. Дальнейшее его развитие – по линии воспитания Бильбо, то есть познания им себя и своих возможностей: Бильбо не является самим собой, но должен им стать.
Воспитателем выступает маг Гэндальф, столкнувший подопечного в “приключение”: Бильбо объявлен “взломщиком” и призван помочь гномам вернуть их сокровища, захваченные свирепым драконом Смогом, хозяином Одинокой горы. Несмотря на страх и растерянность, Бильбо сначала позволяет втянуть себя в рискованное предприятие (первое проявление в нем туковского начала), затем по своей воле принимает на себя ответственность за его исход (победа в нем Тука над Бэггинсом) и, наконец, поднимается над “цеховой” ответственностью ради общего блага (союз в нем отважного и предприимчивого Тука со здравомыслящим и миролюбивым Бэггинсом).