Витторио Страда: “Понимать Россию умом и любовью… “

Витторио Страда (Strada) – итальянский славист, переводчик, общественный деятель. Родился в Милане. Автор многих трудов по истории русской литературы и общественной мысли.
Лауреат итальянских и международных премий, в том числе Премии имени Д. С. Лихачева, которая присуждается за заслуги в области сохранения культурного наследия России.
Живет в Венеции.

– Господин Страда, вы, вероятно, единственный из славистов в мире, кто вдохновил наших ультра-соцреалистов на так сказать художественную типизацию. Всеволод Кочетов в романе “Чего

же ты хочешь?” вывел такого-сякого Бенито Спада. Вроде бы Иван Михайлович Шевцов тоже не обошел Вас своим снайперским взглядом?

– Шевцов обошел. Мы с женой познакомились с ним на квартире у наших друзей, Лактионовых. Александр Лактионов был хороший Художник и хороший человек.

Но это было уже после того, как Шевцов издал свою, скажем так, идейную беллетристику, этот Роман “Тля”. А с Кочетовым у нас были содержательные встречи, в результате которых я и попал в его роман. Предыстория моего превращения в персонаж теперь детально описана и опубликована в сборнике “Vittorio”, посвященном моему

семидесятипятилетию и изданном в России в 2005 году.

– Но есть и собственная нетривиальная биография профессора Страды…

– В буквальном переводе эта книга называется “Автокритический автопортрет”. Там я рассказал подробно о своей интеллектуальной эволюции, о том, как я пришел к русской культуре. А если коротко…

Первая моя встреча с Россией произошла в двенадцать лет, когда я прочел случайно попавший ко мне роман “Братья Карамазовы”. Конечно, мальчик не может вполне понять Достоевского, но он произвел на меня впечатление, я увидел здесь какой-то другой, мне неизвестный мир, увлекательнейший и странный. Вторая встреча была с революцией.

Тогда на Западе были влиятельны левые силы, я тоже был левым, мы изучали историю русской революции, а в ней другая загадка – Ленин. Две загадки – Достоевский и революция. Отсюда старания понять, что это за страна, которая дает и Достоевского, и Ленина. И идя всю жизнь по этой линии, я сейчас стал немного понимать…

Понимать Россию умом и любовью… Обязательно надо понимать и умом, иначе получается полная несуразица. Потом я стал студентом философского факультета Миланского университета и для своей дипломной работы выбрал довольно сложную тему – “Материалистическая теория познания у Карла Маркса”…

– А как вы изучали русский язык?

– Самостоятельно. Общался с жившими в Милане русскими эмигрантами. Потом, благодаря моему научному руководителю философу Антонио Банфи, который был членом Итальянской компартии, мне удалось поехать в Россию аспирантом. Я жил здесь четыре года, в конце 1950-начале 1960-х годов, и оказался ревизионистом.

Я говорил, например, что для меня неприемлема партийность в литературе, но не понимал, в чем здесь ревизионизм-диверсионизм. Зато это хорошо понимали мои советские преподаватели, они меня раскусили сразу. Кроме того, я встречался с Пастернаком, способствовал публикации “Доктора Живаго” в Италии, общался с теми, кого здесь позже стали называть диссидентами…

– И Вам пришлось вернуться в Италию?

– Да. В Италии я возглавил русский отдел издательства “Einaudi”. Потом стал заведующим кафедрой русской литературы и культуры в Венецианском университете.

Работал лет двадцать пять. Затем итальянское правительство назначило меня директором Института итальянской культуры в Москве, это продлилось с 92-го по 96-й год. Наконец вернулся в Италию, вновь работал профессором университета, а сейчас я просто счастливый пенсионер.

– И что теперь пишет счастливый пенсионер?

– Пишет постоянно. Потому что остается Россия, и остаются ее загадки. Недавняя моя книга по-итальянски называется “Eurorussia”, Евророссия – от Петра Первого до революции. Это слово я изобрел.

По-моему, хорошее слово. Была еще книга об истории русской большевистской революции без покровов, о первом ее периоде. Последняя книга называется “Концепция террора”, она о терроризме не только в России, но и на Западе во второй половине XIX – начале XX века. В книге я показываю, как внутри русской политической революционной культуры возникли теория и практика терроризма, вылившись в дальнейшем в большевистский террор.

Здесь особенное внимание я уделяю взглядам популярного философа Георга Лукача, послужившего, между прочим, прообразом иезуита Нафты в романе Томаса Манна “Волшебная гора”. Полагаю, книга получилась довольно оригинальной и актуальной.

– Вы автор учебников по русской литературе для итальянских и зарубежных студентов. А как преподают родную литературу в итальянской школе?

– Надеюсь, что все понимают: литература дает не только удовольствие от чтения хороших книг. Благодаря литературе закладываются основы общей культуры, она нужна не только в школе, литературно образовываться должны и старшие поколения.
Конечно, сейчас в Италии интерес к литературе меньше, чем много лет назад. Но катастрофической потери интереса нет. Очень многое зависит от преподавателя, от учебника, от самой атмосферы в классе. Литература помогает понять современность.

Связать проблемы прошлого с проблемами настоящего. Я не скажу, что в итальянской школе с литературой ситуация беспроблемная. Есть трудности, как и всегда были.

С трудностями вообще надо привыкать жить. И как раз литература и история – источник понимания мира, в котором ты живешь. Без них человек превращается попросту в слепого.

Надо учить молодое поколение получать ту энергию, которая содержится в литературе, причем свободно, без акцентов всякого рода идейного, религиозного в том числе характера. При том, что сам я человек религиозный, верующий. Но религия тоже источник возможности понимания мира, когда она не подчиняется клерикализму. Уважение к Церкви, но свобода даже по отношению к Церкви.

Иначе торжествует клерикализм, который так же вреден для свободного мышления, как была вредна и старая партийность.

– Вы предугадали мой вопрос, поскольку у нас сейчас актуализируется проблема возвращения Церкви в школу. Не преподавание знаний о религиозной культуре, об истории религии, а нечто приближенное к Закону Божьему в учебных заведениях императорской России, поваленной идейными предками тех большевиков, которые сегодня повсеместно демонстрируют свою истовую церковность.

– Считаю, догматизация религии – это убийство религии. Догмы Церкви надо понимать и уважать, но их не надо сталкивать с догмой о свободном мышлении. По моему убеждению, как раз между атеизмом, который также губителен для свободного мышления, и клерикализмом находится свободное пространство, где есть место и внутренней свободе, и религиозности человека.

И это пространство человек должен почувствовать как часть собственной жизни, собственной совести. Это достигается воспитанием. Ведь оно вечное, оно не ограничивается только школой, что ж повторять древнюю пословицу: век живи – век учись?!

Становясь взрослым, человек должен продолжать воспитание, начатое в школе, как самовоспитание. Иначе он теряет внутренние импульсы жизни и становится предметом, вещью.

– В Италии Церковь и школа разделены?

– Конечно. У нас, в католической стране, как сейчас и во всем мере, возник вопрос о диалоге между религиями, это надо учитывать.

– Вот поэтому у нас многие здравые педагоги призывают оставить вопросы выбора вероисповедания семье (должна же и семья участвовать в воспитании ребенка!), а в школе лишь объяснить детям особенности религиозных культур и разных вероучений, причем сделать это очень аккуратно…

– Да, здесь много тонкостей. Ведь веротерпимость не означает, что человек, приверженный своей вере, должен пускаться в какие-то рассуждения о том, что все религии равны. Нет.

У нас нет супермаркета религий, это в супермаркете сегодня выбирают одни носки, а завтра выбрасывают и приобретают другие. Уважение к другим религиям не может сочетаться с пренебрежением к той исторической, религиозной общности, в которой ты воспитан, к которой принадлежишь и принадлежали твои предки. Я один из этой общности, я не могу чувствовать себя только гражданином мира, хотя я и гражданин мира тоже, но вначале гражданин своей родины, Европы, живущий с уважением к своим традициям. Мои корни – это европейская христианская традиция.

Христианство – основа нашей цивилизации, корень нашей этики, морали.

– И литературы…

– И литературы, конечно. И живописи, архитектуры, вообще искусства.

– Но Вы занимаетесь именно двадцатым веком.

– И девятнадцатым! Двадцатый век без девятнадцатого непонятен. Да и без восемнадцатого…

И так далее. Вообще, занимаясь одной литературой, надо знать что-то и о других литературах, иначе придешь в тупик. Русская литература – часть европейской литературы, а есть еще литературы восточные…

– Согласен, но как в школе рассказать обо всем этом, передать эту мудрость, если в советское время для изучения литературы, цензурно ограниченной, отводилось часов намного больше, чем теперь, когда есть свобода выбора?

– Да, трудности сегодняшней России, которая выходит из коммунизма, велики, вам сложнее, чем Европе. У вас есть проблемы, которых нет в других странах. Меня всегда интересовала возникшая в Германии 1920-х годов концепция “консервативной революции”.

На фоне этой концепции и в противоположность ей я выдвинул идею “консервативной эволюции”, которая представляется мне более приемлемой после краха революций ХХ века. Это движение, но в равновесии между ценностями прошлого и ценностями, которые возникают на совершенно иной исторической почве. России сейчас нужна консервативная эволюция.

– В связи с этим не могу не задать частный вопрос: Вы – профессиональный филолог, но не все же заниматься литературой для дела. Что Вы читаете для себя?

– Я всеядный с детства. Читаю все. Правда, сейчас немного сузил диапазон.

Читаю поэзию. По настроению. Не только русскую и итальянскую, я также читаю по-английски и по-французски.

Стараюсь читать стихи в оригинале. Люблю читать Чехова. А когда во время отдыха хочу не только отдыхать, а работать мысленно, читаю Достоевского.

– Кино?

– Кино нет. Раньше смотрел, сейчас очень редко. Интерес пропал. И к кино, и к телевидению.

Смотрю только новости. И только вечером. На сон грядущий.

Чтобы лучше спать.

– То есть литературы Вам для полноты жизни вполне хватает. А что, на Ваш взгляд, ждет Россию в XXI веке? Какие новые загадки задаст она себе и миру?

– Считаю, что теперешняя Россия, несмотря на бесспорные сдвиги, все еще находится под грузом почти восьми десятилетий советчины. Конечно, было бы нелепо думать, что возможен возврат к старой, дореволюционной России. Но возникнет ли новая, свободная Россия, открытая сложному современному миру? Это моя надежда.

Но для меня и загадка.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Витторио Страда: “Понимать Россию умом и любовью… “