Вещный мир Шмелева
<
p>Отличительная черта стиля Шмелева – зримость, осязательность, “материальность” изображенного. Она делает читателя сопричастным жизни героев романа, создает у него “эффект присутствия, включенности в этот мир”.
В “Лете Господнем” все пропитано бытом: гудит великий торг Постного рынка, на масленице – щедрые блины, рождественские и пасхальные столы ломятся от яств. Подробные детальные описания вещного мира Шмелева сравнимы с Гоголем, хотя в действительности он, скорее, ближе к Лескову.
Словесная манера Шмелева
Вещь дарит нам эстетическое наслаждение. Это же присутствует и у Шмелева. С утратой среды обитания (былая Россия), его вещи утратили свое утилитарное назначение, став не более чем вещами-словами. Исчезнувшее навсегда, больше уже не существующее, предметное, чувственное бытие России “взято духом” (И.
А. Ильин).
Мир “Лета Господня” одновременно небесный и земной, материальный, насыщенный цветовыми, звуковыми, “обонятельными” и “осязательными”
В романе отражается вековой народный идеал об изобильной и счастливой жизни, начиная с фольклорного “Золотого Царства”, где в кисельных берегах текут молочные реки, и кончая “коммунизмом”, где “от каждого – по способностям, каждому – по потребностям”.
“У Бога всего много”, – эта народная поговорка как никогда символизирует Мир Божий. Потому Лето Господне всегда благодатно. Столы, ломящиеся от изобилия яств, – символ счастья и благополучия.
Неудивительно, что богатый стол и поныне весьма существенный “атрибут” любого русского празднества.
“Богомолье” и “Лето Господне” И. С. Шмелева – это рассказ не только о России, но и о пути души их автора, чей духовный опыт отныне открыт для всякого внимательного читателя.
Так, летом 1936 года, после смерти жены Ольги Александровны И. С. Шмелев написал полное горечи письмо одному из своих корреспондентов: “…Самое горькое – сознание, что мной обрывается тот неопределимый путь, через предков моих, который выкинул меня в жизнь, чтобы выполнить назначенное, и некому принять духовный опыт поколений, мной завершаемый в моей работе”.
- Душа России в “Лето господне” Шмелева (писатели эмигранты) Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. Пушкин Творчество Ивана Сергеевича Шмелева, несмотря на период замалчивания, всегда находило в России своего преданного читателя. После демократических преобразований в нашей стране его книги обрели настоящую популярность. Конечно, самое значительное его произведение – это […]...
- Разработка урока по литературе в 11-м классе. “Нравственная проблематика романа И. Шмелева “Лето Господне”” Стефашкина Татьяна Федоровна, учитель русского языка Объявление Домашнее задание к уроку: I блок – теория литературы Что такое – роман-воспитание? Сказ, особенность сказа у И. Шмелева. II блок – творческое задание Обед “для разных”. “Убогие” блины. “Снять счастье”? (подготовить сообщение – анализ, суть, нравственный аспект) Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами […]...
- Образ “святой Руси” в произведениях Шмелева (богомолье, лето господне) В особом свете облик России представлен в произведениях Ивана Шмелева. Страну, запечатленную Шмелевым в “Богомолье” и “Лете Господнем”, нельзя назвать ушедшей, потому что это Россия изначальная, историческая, корневая, “святая Русь”, а значит она, сохраненная в благодарной памяти писателя, обращена и в будущее. “Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это – мое, я […]...
- Анализ рассказа “Солнце мертвых” Шмелева И. С Поддавшись безмерному горю утраты, Шмелев переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает пронизанные трагическим пафосом обреченности рассказы-памфлеты и памфлеты-повести – “Каменный век” (1924), “На пеньках” (1925), “Про одну старуху” (1925). В этом ряду, кажется, и “Солнце мертвых”, произведение, которое сам автор назвал эпопеей. Но уже эта повесть по праву может быть названа […]...
- Язык Шмелева < p>Великолепный, “отстоянный” русский язык автобиографического цикла Шмелева отмечали все без исключения, кто говорил о его творчестве. “Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелева в русской литературе… Писатель расстилает огромные ковры, расшитые грубыми узорами сильно и смело расставленных слов, словец, словечек, словно вновь заговорил старый шмелевский двор на Большой Калужской улице в Москве. Теперь […]...
- Творчество 1910-х годов Шмелева И. С В 1912 году было организовано “Книгоиздательство писателей в Москве”, членами-вкладчиками которого стали С. А. Найденов, братья Бунины, Б. К. Зайцев, В. В. Вересаев, Н. Д. Телешов и др. Шмелев связывает с этим издательством свою литературную деятельность. Здесь выходит собрание его сочинений в восьми томах. В течение 1912-1914 годов в “Книгоиздательстве” публикуются рассказы и повести Шмелева […]...
- Послереволюционное творчество Шмелева И. С Все творчество И. С. Шмелева делится два периода: в 1900-е годы он был писателем-“знаньев-цем”, после 1917 года стал одним из крупнейших мастеров слова, создавших русский национальный эпос высочайшей духовной силы. Шмелев, отстаивавший идеи социальной справедливости, приветствовал Февральскую революцию 1917 года. Но большевикам, как партии одного класса, а не всего народа, он не сочувствовал. Поэтому и […]...
- ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1873-1950) Родился в патриархальной купеческой семье, воспитывался в атмосфере религиозности. После окончания юридического факультета и годичной военной службы был чиновником в Московской и Владимирской губерниях. В 1895 году началась литературная деятельность Шмелева – в 1897 году увидели свет очерки “На скалах Валаама”. Получили широкую известность произведения Шмелева, написанные по следам революции 1905-1907 […]...
- Сочинение по рассказу И. С. Шмелева “Мартын и Кинга” Небольшой рассказ И. С. Шмелева “Мартын и Кинга” совершенно лишен экспозиции. Автор моментально вводит читателя в курс событий. Впервые рассказ был опубликован в 1934 году в Париже (в газете “Возрождение”). Таким образом, сюжетом его является воспоминание автора о жизни в России. Восприятие обыденного начала рассказа (“Приехали на Москву-реку, полоскать белье”) в контексте истории создания обрастает […]...
- Смысл заглавия романа < p>В названии романа “Лето Господне” заключена его идея. И. А. Ильин так объясняет его: “Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень и строго-грозную, но прекрасную и благодатную белую зиму; и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам весною – праздник светлого, очистительного Христова Воскресенья, летом и осенью […]...
- Творческий путь Ивана Шмелева Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа. А. И. Куприн Все, что написано Иваном Шмелевым, служит глубинному познанию России, ее корневой […]...
- Биография Шмелева Ивана Сергеевича Личность писателя. “Среднего роста, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания… лицо русское – лицо прошлых веков, пожалуй – лицо старовера, страдальца. Так и было: дед Ивана Сергеевича Шмелева, государственный крестьянин из Гуслиц Богородского […]...
- Анализ рассказа “Мартын и Кинга” Шмелева И. С “Мартын и Кинга” Небольшой рассказ И. С. Шмелева “Мартын и Кинга” совершенно лишен экспозиции. Автор моментально вводит читателя в курс событий. Впервые рассказ был опубликован в 1934 году в Париже (в газете “Возрождение”). Таким образом, сюжетом его является воспоминание автора о жизни в России. Восприятие обыденного начата рассказа (“Приехали на Моск-ву-реку, полоскать белье”) в контексте […]...
- Сочинение на тему: “Путь к творчеству И. С. Шмелева” Иван Сергеевич Шмелев вырос в семье торговых крестьян, московских староверов. Его отец был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели и бань. Вместе с матерью до гимназии Иван читал русских классиков: А. ПушкинА, И. Крылова, Н. Гоголя и др. В гимназии его любимыми писателями стали Л. Толстой, Г. Успенский, Н. Лесков, В. Короленко, А. Мельников-Печерский, но самым […]...
- Роман Шмелева “Солнце мертвых” Он работал над “Солнцем мертвых”, живя у Бунина в Трасе, преследуемый навязчивыми воспоминаниями. Из Траса Шмелев писал 19/6 сентября 1923 года в Париж Куприну: “Думаете, весело я живу? Я не могу теперь весело! И пишу я – разве уж так весело? На миг забудешься… Сейчас какой-то мистраль дует, и во мне дрожь внутри, и тоска, […]...
- Константин Ковалев-Случевский. Последний путь Ивана Шмелева I. S. Shmelev (Ivan Sergeyevich Shmelyov, 1873 – 1950). Returning to Russia. In 2000, 50 years after his death, the remains of Shmelyov and his wife were transferred from France, the Sainte-Genevieve-des-Bois Russian Cemetery to the necropolis of Donskoy Monastery in Moscow. Мы перевозили, а вернее – “перелетали”, прах выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева […]...
- Анализ рассказа “Небывалый обед” Шмелева И. С “Небывалый обед” В рассказе И. С. Шмелева “Небывалый обед” умело сочетается описательная сторона сюжета, призванная запечатлеть народные традиции праздничного застолья, и аналитическая линия, в ходе которой автор поднимает важнейшие проблемы, связанные с национальным характером и самосознанием. Рассказ открывается описанием суматошного приготовления к обеду. С одной стороны, И. С. Шмелев при этом подчеркивает традиционное русское гостеприимство: […]...
- Сочинение по рассказу И. С. Шмелева “Небывалый обед” В рассказе И. С. Шмелева “Небывалый обед” умело сочетается описательная сторона сюжета, призванная запечатлеть народные традиции праздничного застолья, и аналитическая линия, в ходе которой автор поднимает важнейшие проблемы, связанные с национальным характером и самосознанием. Рассказ открывается описанием суматошного приготовления к обеду. С одной стороны, И. С. Шмелев при этом подчеркивает традиционное русское гостеприимство: обед готовится […]...
- Своеобразие реалистического метода Шмелева < p>Для И. С. Шмелева Россия – потерянный рай детства, который он и воскрешает из небытия силой своей ясновидящей и одновременно преобразующей памяти. В главе “Радуница” есть эпизод, дающий ключ к художественному своеобразию романа: “Какое Утро!.. Окна открыты в тополь, и в нем золотисто-зелено. Тополь густой теперь, чуть пропускает солнце, на полу пятна-зайчики, а в […]...
- Детские и юношеские годы. Шмелева И. С И. С. Шмелев родился в Москве, в Кадашевской слободе 21 сентября (3 октября н. ст.) 1873 года, в семье подрядчика-старообрядца Сергея Ивановича Шмелева. В “Автобиографии” () Шмелев писал о своей семье: “Прадед мой по отцу… торговал в Москве посудным и щепным товаром. Дед продолжал его дело и брал подряды на постройку домов. Отец не окончил […]...
- Начало творческой деятельности Шмелева И. С Будучи студентом Московского университета, Шмелев увлекался самыми разными учениями. Он был и рационалистом, и толстовцем, и едва ли не религиозным фанатиком. Студент-юрист вдруг стал всерьез заниматься ботаникой, увлекся открытиями К. А. Тимирязева. Но всегда значима для него была религия. Летом 1895 года Шмелев и О. А. Охтерлони отправились в свадебное путешествие на Валаам. Путешествие произвело […]...
- Краткая хроника жизни и творчества Шмелева И. С 1873 г., 21 сентября (3 октября н. ст.). В Москве в семье строителя-подрядчика Сергея Ивановича и Евлампии Гавриловны (урожденной Савиновой) Шмелевых родился сын Иван. 1884-1894 гг. Учеба в гимназии. 1894-1898 гг. Учеба на юридическом факультете Московского университета. 1895 г. В журнале “Русское обозрение” напечатан рассказ “У мельницы” (1894). Женился на О. А. Охтерлони. Путешествие в […]...
- “Человек из ресторана” Шмелева в кратком содержании По прошествии времени Яков Софроныч понял: все началось с самоубийства Кривого, их жильца. Перед тем он рассорился со Скороходовым и обещал донести, что Колюшка с Кириллом Северьянычем про политику спорят. Он же, Кривой, в сыскном отделении служит. А удавился-то он оттого, что выгнали его отовсюду и жить ему стало не на что. Как раз после […]...
- Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья Проза русского зарубежья – много авторов, много видов литературы. Революция и гражданская война привели к невиданному явлению в литературе – ситуация раскола, появляется огромное ко-во людей, живущих в другой стране, закрывшие за собой жизнь навсегда. Формы отъезда: беженство – человек под гнетом обстоятельств, взяв минимум с собой, уезжает на первом корабле, стремительный отъезд; высылка – […]...
- Краткое содержание рассказа Шмелева “Как я стал писателем” Рассказчик вспоминает, как стал писателем. Вышло это просто и даже непредумышленно. Теперь рассказчику кажется, что он всегда был писателем, только “без печати”. В раннем детстве нянька называла рассказчика “балаболкой”. У него сохранились воспоминания раннего младенчества – игрушки, ветка березы у образа, “лепет непонимаемой молитвы”, обрывки старинных песенок, которые пела нянька. Все для мальчика было живым […]...
- Краткое содержание повести Шмелева “Человек из ресторана” По прошествии времени Яков Софроныч понял: все началось с самоубийства Кривого, их жильца. Перед тем он рассорился со Скороходовым и обещал донести, что Колюшка с Кириллом Северьянычем про политику спорят. Он же, Кривой, в сыскном отделении служит. А удавился-то он оттого, что выгнали его отовсюду и жить ему стало не на что. Как раз после […]...
- “Лето Господне” Шмелева в кратком содержании Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. […]...
- Краткое содержание повести Шмелева “Лето Господне” Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. […]...
- Краткое содержание “Как я встречался с Чеховым. За карасями” Шмелева И. С Чехов был тогда еще Антошей Чехонте, а автор-рассказчик – маленьким гимназистом. Летом мальчик со своим другом Женькой пропадает в Нескучном саду. Строили вигвамы, играли в индейцев. Потом перешли на эскимосов, занялись рыболовством в Мещанском саду на прудах (при Мещанском училище). Карасей было очень много, ловились они хорошо. Женька отнес к букинисту латинский словарь и купил […]...
- Краткое содержание “Мартовская капель” (из книги “Лето Господне”) Шмелева И. С Весеннее, обещающее “кап-кап” – это не скучный дождь, что, бывает, зарядит и на неделю. Это мартовская капель. Она вызывает солнце. Под сосенкой – кап-кап… Под елочкой – кап-кап… Снега много, как растает, – поплывет все Замоскворечье, можно будет на плотиках кататься. Полог с кровати мальчика сняли – идет большая великопостная стирка. На полу лежит золотистый […]...
- Мотив “кровавого пира” в “Слове о полку Игореве” и “Солнце мертвых” И. С. Шмелева “И Раздрася вся земля Руская”. Эти строки из “Повести временных лет” напрямую отражают основную тему древнерусского памятника – “Слова о полку Игореве”. Но они еще более уместными оказались бы в качестве эпиграфа к эпическому повествованию, написанному спустя многие столетия Иваном Сергеевичем Шмелевым, – “Солнцу мертвых”. Два совершенно разных произведения, созданные в отдаленнейшие друг от друга […]...
- Судьбы русской эмиграции 1. Первая волна. 2. Вторая волна. 3. Третья волна. 4. Судьба Шмелева. У поэта нет биографии, у него есть только судьба. И судьба его – судьба его родины. А. А. Блок Литература русского зарубежья – это литература русских эмигрантов, волею судьбы не имевших возможности творить на родине. Как явление литература русского зарубежья возникла после Октябрьской […]...
- Сочинение по произведению Гончарова “Обломов”. Часть 5 Обломов вспоминает во сне свою родовую усадьбу в Сосновке, детство, няню, материнские ласки, тот ребячески пытливый взгляд на мир, который так манит ко всему новому и неизведанному. С воспоминаниями герой невольно погружается в атмосферу “живой радости”. “Сон Обломова” – фрагмент романа, интересный с исторической точки зрения. Из него мы, как из романа И. С. Шмелева […]...
- Биография Шмелев Иван Сергеевич (1873 – 1950) Шмелев Иван Сергеевич (1873 – 1950), прозаик. Родился 21 сентября (3 октября н. с.) в Москве, в Замоскворечье, в зажиточной купеческой семье, отличавшейся патриархальностью привычек, богомольностью. С другой стороны, испытывал влияние “двора”, куда стекались рабочие-строители, здесь царил другой, мятежный дух. “Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему…”, – […]...
- Сочинение на тему: “Как я провел это лето” На мой взгляд, Лето – прекраснейшее время года, поскольку очень тепло, вокруг все красиво, и у нас имеется отличная возможность отдохнуть. А еще лето – это время каникул и отпусков. Мы можем отправиться куда угодно, замечательно провести время у водоема, в тени изумрудной зелени, плескаться в теплой воде. А можно отправиться в горы, носиться на […]...
- Любимое время года – лето Любимое время года – лето Лето мне нравится больше других времен года по нескольким причинам. Одна из них заключается в том, что летом не надо ходить в школу, ты предоставлен сам себе. Это классно! Но это не единственная причина моего восторженного отношения к лету. Летом можно пропадать на рыбалке и играть в футбол с ребятами, […]...
- Образ погибшей России В начале 1920-х гг. в литературе культивируется образ погибшей России, “России, занесенной снегом” (гимн 1921 г. и сборник стихов А. Седых “Замело тебя снегом, Россия”). Тема гибели России, апокалипсиса, конца света кочевала из произведения в произведение: стихи Кузьминой-Караваевой (матери Марии), Вл. Смоленского, И. Бунина. Гибель России связывалась даже с введением новой (без “ять” и ъ) […]...
- Бытописатель Святой Руси В 1920 году по распоряжению большевистского диктатора Крыма кровавого Белы Куна в числе белогвардейских офицеров, добровольно сдавшихся в плен (им пообещали, что советская власть их амнистирует), был расстрелян молодой человек Сергей Шмелев, сын писателя Ивана Шмелева. Большое личное горе побудило отца переосмыслить всю свою жизнь, заново задуматься над вечными русскими вопросами: “кто виноват?” и “что […]...
- Роль композиции в художественном произведении (И. С. Шмелев. “Лето господне”) Прошлое… связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекающих одно из другого. А П. Чехов Наверное, художественное произведение начинается с возникновения в воображении писателя ряда образов, связанных с событиями, некогда взволновавшими его. Из глубины сердца, из потаенных уголков памяти поднимаются картины исторического прошлого или воображаемого будущего. Задача писателя – выстроить эти картины и образы в одно […]...
- Сочинение на тему “Понравился ли мне мой летний отдых?” Я никогда особо не верила, что мечты могут сбываться легко и просто. Всю небольшую жизнь свою я мечтаю увидеть мир, но я была лишь в нескольких русских городах. Меня завораживают пейзажи и городские панорамы Европы, хотелось узнать: как живут люди за пределами России? Тем более, что я изучаю английский язык, и практика общения с иностранцами […]...