Весенний марафон

Московский марафон педагогических предметов стал для нас делом уже почти будничным – ведь проводился он в этом году уже в шестой раз. Однако замечательная, почти летняя погода настойчиво напоминала нам о том, что это все-таки праздник. Праздник общения, встреч, знакомств, фестиваль профессиональных идей, обмена педагогическим опытом.

Без этого праздника уже весна не весна.

День учителя литературы состоялся 29 марта. Самой острой проблемой для обсуждения стал, конечно же, экзамен. В этом году Москва впервые в обязательном порядке сдает

ЕГЭ по русскому языку.

Литература же хотя и осталась в списке обязательных экзаменов, но лишилась обязательности формы: ее можно сдать и в виде Сочинения или изложения, и устно (в Подмосковье решили отказаться от письменной формы экзамена вообще). Здесь московских учителей интересовала прежде всего тенденция: означает ли такой формат экзамена, что в скором будущем литература потеряет обязательный статус и перейдет в ранг предметов по выбору? О перспективах экзамена по литературе рассказали собравшимся специалисты Центра оценки качества образования А. И. Княжицкий и Т. Ю. Пылаева.

Они ярко и страстно

отстаивали идею о том, что именно учителя должны подсказать Министерству приемлемую форму экзамена, которая при этом вписывалась бы в идеологию ЕГЭ (напомним, что с 2009 года ЕГЭ вводится в стране как единственная форма выпускных экзаменов). При этом под ЕГЭ не стоит понимать только тесты: любая экзаменационная форма с независимой проверкой подпадает под определение ЕГЭ, данное в законе.

Словесники, собравшиеся в Малом зале Дома учителя, приняли самое живое участие в обсуждении. В конце встречи даже было решено провести импровизированное голосование. Оно показало, что практически все присутствующие выступают за то, чтобы каждый выпускник школы должен был сдать экзамен по литературе. Однако относительно его формы единства не наблюдалось: примерно четверть собравшихся выступила за сохранение сочинения, три четверти – за устный экзамен.

Один человек не прочь сдать литературу в формате нынешнего ЕГЭ…

Но не только остро-злободневные проблемы волновали учителей в этот день. С успехом прошли два мастер-класса замечательных московских словесников И. Я. Кленицкой (“Как “заразить” Пушкиным?”) и Ю. А. Халфина (“Два лика ахматовской музы”). Это были настоящие, обучающие (и одновременно вдохновляющие) мастер-классы, на которых, по словам одного из участников, “классические, хорошо известные стихотворения оживали, поворачивались новыми гранями, светились новыми смыслами, и становилось ясно, что необходимейшее качество настоящего учителя – это живой взгляд на литературу”.

Мы рады сообщить, что эти мастер-классы сняты на камеру и вы можете заказать компакт-диски с ними на сайте ИД “Первое сентября” или по телефону в отделе рекламы.

Отличительной особенностью этого московского марафона стало то, что среди выступающих было много людей из других городов. Любопытно также, что именно их выступления сопровождались демонстрацией компьютерных презентаций и DVD-фрагментов.

О современной массовой литературе для детей рассказывали участники студенческого проекта “Книжный остров” из Санкт-Петербурга и его руководитель М. С. Костюхина (ее публикации появляются у нас регулярно в рубрике “Детское чтение”).

Проектные работы по литературе стали темой выступления Т. В. Рыжковой, доцента РГПУ им. Герцена, и ее магистрантки В. Леонтьевой.

Питерский взгляд на любую проблему, как известно, способен держать москвичей в определенном тонусе.

Так было и на этот раз: рассказ о собственном опыте незаметно перетекал в интереснейший диалог с залом, на который, как всегда, не хватало времени – он продолжался потом в кулуарах и продолжится, надеемся, на страницах газеты.

Настоящим открытием для москвичей стала команда Вятской гуманитарной гимназии (Е. О. Галицких, Т. К. Косолапова, Л. В. Занько), которая на очень ярких примерах показала, как выстраивается в этом знаменитом на всю страну учебном заведении система гуманитарного образования. В центр ее становится литература.

Этот опыт тем более важен, что сегодня (вернемся к началу статьи) словесники все более ощущают стремление маргинализировать место литературы в школе, низвести ее на уровень факультатива по плетению бредов (это такие африканские косички, кто еще не ведает).

Мы должны этому стремлению противостоять – всеми силами.

Это даже не лозунг. Единственный выход из положения.

Готовя в дни марафона этот номер, посвященный Дню Победы, мы попросили учителей ответить на вопрос, какие фильмы о Великой Отечественной войне они рекомендовали бы посмотреть нынешним подросткам (или использовали бы на уроках). В нашем опросе приняло участие 193 человека. Всего было названо более 60 (!) фильмов.

Вот те, которые набрали наибольшее количество голосов.

“А зори здесь тихие” “В бой идут одни старики” ” Судьба человека” “Горячий снег” “Звезда” (правда, не указано, новая или старая) “Они сражались за родину” “Освобождение” “Завтра была война” “Живые и мертвые” “Летят журавли”

Добавим в этот список “Иваново детство”, “Проверку на дорогах”, “Балладу о солдате” и “До свидания, Мальчики“.

Думаем, что на уроках полезно обратиться и к кинодокументалистике (“Обыкновенный фашизм”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Весенний марафон