Венок сонетов как жанровое образование
За восемь столетий создано во всемирной литературе огромное количество сонетов, они, разумеется, многообразны по содержанию, но позволительно выделить несколько наиболее характерных вариаций с точки зрения взаимоотношений поэт – читатель.
Любовный сонет. Он, несомненно, доминирует, автор сонетов запечатлевает образ возлюбленной и свое alter ego, возвышающееся от переизбытка чувств. Примеров здесь приводить можно сколько угодно, ограничимся авторами разных эпох: П. Ронсар, А. Пушкин, А. Мицкевич, М. Волошин.
Сонет – поэтический манифест.
Сонет-посвящение, вызванное к жизни конкретным лицом или событием (Ш. Бодлер “К прошедшей мимо”, А. Ахматова “Художнику”, А. Рембо “Спящий в ложбине”).
Сонет-мифологемА – стихотворение, в котором развернут один или несколько образов, заимствованных из мифов, легенд, преданий предшествующей литературы (сонеты Луиса Камоэнса, “К Елене” Э. По,
Сонет – аналог визуальному образу (Ш. Бодлер, Р.-М. Рильке).
Сонет-портрет. К этой разновидности тяготел Иоганнес Бехер.
Иронический сонет. Многие поэты, как бы споря с торжественностью жанра, иронизировали, шутя, преднамеренно заземляя сонет. Это можно заметить уже у Ронсара; это свойственно любовным сонетам А. Мицкевича, не чуждались шутки и русские авторы сонетов на рубеже веков.
Но особое распространение иронический, даже гротесковый сонет нашел у постмодернистов. Нередко может возникнуть ощущение гибели жанра, настолько он антиклассичен.
Вот характерный пример – сонет Александра Еременко:
Как хорошо у бездны на краю Загнуться в хате, выстроенной с краю, Где я ежеминутно погибаю В бессмысленном и маленьком бою. Мне надоело корчиться в строю, Где я уже от напряженья лаю. Отдам всю душу октябрю и маю Но не тревожьте хижину мою.
Как пьяница, я на троих трою На одного неровно разливаю И горько жалуюсь и горько слезы лью. Что свой сонет последний не сокрою, Но по утрам под жесткую струю Свой мозг, хоть морщуся, но подставляю.
Несмотря на демонстративную низменность содержания, перед нами канонический сонет. Обратимся к рифмовке, здесь всего две рифмы:
Аю – аю – аю – ою аю – аю – аю – ою ою – аю – ю ою – ую – аю
Четко чередуются мужские и женские варианты рифм, каждая строфа подчеркнуто закончена. Но нельзя не заметить и игры с формой: поэт послушен, но шутлив. Его обращение к сонетной форме схоже с питьем исключительно кипяченой воды и переходом улицы лишь на зеленый свет.
Но именно такого рода сонеты убеждают, что жанр будет развиваться, потому что главное в сонете – это диалог с предшествующей культурой и принятыми нормами.
Related posts:
- Общая характеристика сборника сонетов Шекспира Осуждение эгоизма, проходящее через весь сборник сонетов, находит выразительное и специфически шекспировское воплощение в первых стихотворениях, которые по традиции считают сонетами, обращенными к другу. В них Шекспир неоднократно советует адресату своих сонетов увековечить свою красоту в потомстве и тем самым дать начало новой красоте. Эта тема, связанная с пониманием любви как творческого начала, уже встречалась […]...
- Рассказ-антиутопия – новое жанровое образование Рассказ-антиутопия – это новое жанровое образование, которое появилось в конце 1980-х годов и активно развивается в настоящее время в творчестве Л. Петрушевской, В. Бабенко, М. Веллера, В. Пелевина. Писатели разрабатывают актуальные для современности темы трудного избавления от тоталитарного сознания, нравственной деформации человека, нивелирования личности, бюрократизма и др. Центральными мотивами в рассказах-антиутопиях стали мотивы бегства, ухода, […]...
- РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ СОНЕТОВ У. ШЕКСПИРА РЕЦЕНЗИИ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ СОНЕТОВ У. ШЕКСПИРА Уже более четырех столетий творчество Уильяма Шекспира остается актуальным для читающей публики всего мира. В своих произведениях Шекспир воплотил идеи эпохи позднего Возрождения – идеи гуманизма, человеколюбия. Ранние пьесы Шекспира проникнуты жизнеутверждающим началом, а поздние наполнены глубоким философским смыслом. Но самой отличительной чертой произведений великого драматурга, пожалуй, является […]...
- Назовите и прокомментируйте основные мотивы “Крымских сонетов” Адама Мицкевича “Крымские сонеты” А. Мицкевича – поэтический цикл, т. е. ряд стихов, объединенных общей идеей, которая раскрывается в отдельных мотивах стихов. Основная мысль стихов цикла – тоска по родине, которую был вынужден оставить художник. Все стихи связывает между собой образ лирического героя. Его эволюция представляет главный интерес автора. В каждом из сонетов есть центральные образы-символы, которые […]...
- ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Сонеты Какие из приведенных выше сонетов точно отвечают требованиям, которые предъявляются к этой стихотворной форме? Среди приведенных выше сонетов нет ни “безголовых”, ни “хвостатых” (см. определения в учебнике-хрестоматии). Все они четко воспроизводят типовую структуру сонета: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Рифмы у большинства сонетов расположены стандартно: abab abab ccd ede (“Сонет” А. Пушкина); abab […]...
- Герой первого английского цикла сонетов “Астрофил и Стелла” Филипа Сидни В истории литературы у Астрофил как бы двойная жизнь. Во-первых, он выразитель умонастроения своего создателя, носитель идеи нравственного совершенствования человека под влиянием истинной и земной, а не идеальной (по Петрарке) любви. Этот живой, противоречивый, мечущийся между долгом и страстью персонаж владеет таким богатым языком, столь искренен и ироничен по отношению к собственному несовершенству, что стал […]...
- Гармония звуков и чувств в сонетах Шекспира Литературное наследство Шекспира состоит из тридцати семи пьес, двух поэм и сборника сонетов. Сонеты принадлежат к наибольшим явлениям поэзии позднего Возрождения и занимают достойное место рядом с драматическими произведениями Шекспира. Сонет – особая форма стиха, которая зародилась в поэзии прованских трубадуров. Своего совершенства сонет достиг в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо. Классический итальянский сонет состоит из […]...
- Воспитание и образование Обломова План Введение Детство Обломова Образование Обломова Заключение Введение В романе ” Обломов ” Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как “обломовщина”, изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние “обломовщины” на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки […]...
- Сочинение “Высшее образование” Сочинение “Высшее образование” Когда прозвучит последний звонок, для нынешних школьников начнется долгожданная взрослая Жизнь. И первым шагом станет выбор образования. Какое образование выбрать? Техникумы и профессиональные лицеи дают практические знания, здесь за год-два обучения готовят рабочих для предприятий. Но есть еще университеты, институты и академии. Они намного престижнее, чем упомянутые учебные заведения. Человек без высшего […]...
- Взгляд А. Азимова на образование будущего. Сочинение за произведением “Специальность” Образование – в самом деле, важная проблема. Сейчас приобретается столько знаний, который обычный человек не имеет возможности овладеть их. Итак, перед человечеством опасность перепроизводства знаний. Но идея, которую рассматривает писатель, навевает ужас. Значит, что ребенка, как ведерко, наполняют раствором знаний. Пусть так. Пусть это были бы базовые знания наподобие таблицы умножения. Но ему в голову […]...
- Эссе на тему Современное образование (сочинение-рассуждение) Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею четкое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не хочет работать, говорит уже не приходится. Действительно, туда идут только люди, которые слишком сильно любят детей, с такими то зарплатами. Складывается ощущение, что всех больше […]...
- Жанровое разнообразие лирики Александра Олеся Александр Олесь – один из поэтов начала XX столетия, уже первый сборник которого удостоверил, что это поэт-лирик. Уже первый печатный стих, датированный 1903 годом, конкретизирует истоки тех “серебряных аккордов, которые из сердца взялись. Эти первые поэтические строки удостоверили искренность, простоту и эмоциональную сложность чувства, а также свежесть, музыкальность поэтического слова. Образный мир Александра Олеся основан […]...
- Образование – это долг настоящего поколения будущему Образование являлось ценностью во все времена. Что бы ни говорили скептики, утверждающие, что значимость образования снижается, прочные знания, профессионализм и широкий кругозор ценились всегда. Образованные граждане – это богатство любого государства. Чем больше в стране людей с высшим образованием, тем “образованнее” эта страна, тем выше в ней уровень существования – богаче интеллектуальная и культурная жизнь, […]...
- Образование и воспитание по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Имей сердце, имей душу, И будешь человек Во все времена. Д. И. Фонвизин “Недоросль” Самая актуальная тема в дворянских семьях XIX – тема образования и воспитания. Первым эту проблемы коснулся Фонвизин в своей комедии “Недоросль”. Автор описывает состояние русской помещичьей усадьбы. Мы узнаем госпожу Простакову, ее мужа и сына Митрофана. В этой семье “матриархат”. Простаковой, […]...
- Какое воспитание и образование получил Лермонтов Какое воспитание и образование получил будущий поэт? Кем были его учителя? Вначале это было традиционное домашнее дворянское воспитание и образование под руководством гувернеров и гувернанток. Маленький Лермонтов очень любил свою “мамушку” Кристину Осиповну Ремер. Его гувернером был пленный офицер наполеоновской гвардии, оставшийся в России, Жан Капе. Когда Капе умер, Лермонтов очень тяжело пережил это. Впоследствии […]...
- Пушкин: жанровое своеобразие и образ лирического героя Культ дружбы зародился у Пушкина еще в Лицее. На протяжении жизни поэта представление об этом чувстве менялось, развивалось, дополнялось. В стихотворении “Пирующие студенты” (1814) дружба для Пушкина – счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Стихотворение отразило умение поэта жизнерадостно воспринимать мир, радоваться жизни, то есть в нем отразились “анакриотические мотивы”. Но, кроме того, […]...
- Образование: вчера, сегодня, завтра Образование – это процесс, который целенаправлен на достижение результатов воспитания в интересах государства, человека и общества. Во все времена система образования претерпевает изменения. В нынешнее время существует несколько уровней образования. Некоторые из них являются общеобязательными. Перед начальным образованием идет дошкольное. Оно обеспечивает интеллектуальное, физическое и личностное развитие ребенка в возрасте от двух до семи лет. […]...
- К. Д. Бальмонт. Хвала сонету Как вы объясните название сонета? Какой образ помогает поэту воздать хвалу этой стихотворной форме? Название сонета подчеркивает важность этой формы среди обилия других. Прелесть сонета поэт видит в четкости и гармонии его линий, которые напоминают ему чистоту образа совершенной красавицы. Какую особенность, какое качество сонета утверждает Бальмонт? Для поэта важнейшее свойство сонета – “правильная четкость […]...
- Образование – дорога в будущее План 1. Человек, идущий в завтра. 2. Образование – шаг к достижению цели: А) выбор профессии – важный момент в жизни каждого человека; Б) что значит быть образованным; В) самообразование – путь к успеху. 3. Будущее страны – за образованными людьми. Чем человек образованнее, тем он полезнее своему отечеству. А. Грибоедов Всем известно, что в […]...
- Мотивы, жанровое разнообразие, Н. А. Некрасова. Основные исследования о творчестве поэта “Я лиру посвятил народу своему”, – с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно – политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным […]...
- Мое образование – мой капитал Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем. Суворов А. В. Думаю, никто не станет спорить с утверждением, что наше время – время прагматичных, деловых людей. Самыми значимыми сейчас являются, наверное, материальные ценности, финансовые и другие богатства. Именно они являются целью, к которой стремится большинство людей, особенно среди молодежи. В наше время все […]...
- Образование: Обучение управлению капиталом и форекс в Москве Вместо того чтобы прозябать над, порой, нищенской заработной плате, тратить свое время впустую, у каждого из нас всегда есть возможность улучшить условия собственного существования. Вместо того чтобы прозябать на, порой, нищенской заработной плате, тратить свое время впустую, у каждого из нас всегда есть возможность улучшить условия собственного существования. Но одним проще сидеть и жаловаться на […]...
- Образование. Что это? Образование. Что это? Образование – целенаправленный процесс и достигающий эффект воспитания и преподавания в интересах жителя нашей планеты, сообщества, страны, сопровождаемый констатацией заслуги учащимся (обучающимся) установленных государством образова-тельных значений (образовательных цензов). Уровень совокупного и особого образования обуславливается притязаниями производства, состоянием науки, техники и культуры, а еще публичными отношениями. Кроме того образование возможно найти как целенаправленную […]...
- Зачем оно, гуманитарное образование? Гуманитарное образование подвергается сегодня массированной критике. И хорошо бы, если просто ей. Это означало бы, что не все в нем так, как нужно, – но не вставал бы вопрос о том, зачем оно нужно вообще. Современная ситуация, похоже, иная. Нынешняя власть делает вполне осмысленные шаги в формировании общественного мнения по поводу избыточности, нерациональной организации гуманитарного […]...
- Сочинение на тему: “Образование” Образование, как мне кажется, это даже не просто запоминание информации, а формирование цельного, единого взгляда на мир. Образование всегда было не набором формул или заученных текстов, а некой массой общих знаний, приведенных в систему. Ценность истинного образования и ничтожность пустых заученных знаний раскрывается во многих произведениях классиков русской литературы. Показные, пустые знания показаны на примере […]...
- ЖАНРОВОЕ И ИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Считается, что произведение Чернышевского “Что делать?” принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придает ему черты детективной повести, подробное жизнеописание Веры Павловны вносит элементы бытовой драмы, а из-за рыхлости сюжета, который то и дело прерывается пространными рассуждениями автора, роман трудно втиснуть в рамки какой-либо привычной схемы. Местами автор […]...
- Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского “Гроза” Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” – спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”). Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим […]...
- Образование государства у франков 1. Образование государства у франков. Франки завоевывают Галлию. Германские племена франков жили до переселений по нижнему течению реки Рейна. Во главе каждого племени стоял свой военный вождь. В конце V века среди франкских вождей выдвинулся хитрый, расчетливый и жестокийХлодвиг. Знатных франков давно манили плодородные равнины соседней Галлии. Оли мечтали захватить там земли и скот, дорогое […]...
- Жанровое своеобразие романа Пушкина “Евгений Онегин” Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жанра своего произведения. Поэт охарактеризовал жанр “Евгения Онегина” как “роман в стихах”, что говорило о том, какая “дьявольская разница” существовала для него между поэтическим и прозаическим изображением одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики. С одной стороны, роман “Евгений Онегин” является […]...
- Жанровое и идейное своеобразие романа Чернышевского “Что делать?” Николай Гаврилович Чернышевский создал художественно-публицистический роман “Что делать?” – произведение своеобразного жанра, в котором писатель попытался раскрыть непреходящие проблемы русской литературы. Выявлению замысла писателя оказывают содействие сновидения героини – Веры Павловны, потому что роман из-за цензуры, установленной в то время, был написан в аллегорической, иносказательной форме. Автор в бесчисленных публицистических отступлениях растолковывает свои собственные воззрения […]...
- Сочинение на тему: “Образование и воспитание Митрофана. По комедии “Недоросль” Вопрос образования и воспитания молодежи был и остается очень актуальным. В силу неопределенных и непонятных до конца причин каждое предыдущее поколение считает следующее поколение менее образованным и воспитанным. Тем не менее, мир как-то существует, более того, достаточно активно и бурно развивается. Впрочем, эта проблема все равно рассматривалась повсеместно, в том числе в произведении Фонвизина под […]...
- Жанровое своеобразие драмы “Гроза” “Гроза” – народная социально-бытовая трагедия. Н. А. Добролюбов “Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла […]...
- Жанровое своеобразие романа М. Шолохова “Тихий Дон” Над романом-эпопеей “Тихий Дон” М. Шолохов работал в течение 15 лет, с 1925 по 1940 год. В 1925 году молодой Шолохов решил написать большой роман о жизни донского казачества. Он хотел показать казачество в революции. Но рамки произведения постепенно расширялись. В конце концов, Шолохов создал четырехтомную эпопею об Октябрьской революции и гражданской войне, в которую […]...
- Жанровое своеобразие поэмы “Мертвые души” Все главные события, составляющие основу сюжета “Мертвых душ” ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них “мертвые души”. […]...
- Жанровое разнообразие разнообразия языка поэмы “Руслан и Людмила” Жанровое разнообразие требовало и разнообразия языка. Поэма Пушкина написана в русле поэтического языка Батюшкова и Жуковского, развивавших традиции “нового слога” Карамзина, в основу которого было положено то, что Ломоносов называл. “средним штилем”. Это сближало литературный язык с разговорной речью, но и вносило в него существенные ограничения в духе салонно-дворянской эстетики. В “Руслане и Людмиле” Пушкин […]...
- Жанровое своеобразие пьесы Горького “На дне” Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса “На дне”. Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое […]...
- Жанровое и сюжетное своеобразие романа “Война и мир” Роман “Война и мир” – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например “генерал, который приказал”, “офицер, который не доехал”. Таким образом писатель […]...
- Образование в Австралии В Австралии существует централизованная национальная система образования. На верху этой системы находится федеральное министерство образования. Но все же существует много различий в структуре и программах школ различных штатов. В стране есть два типа школ: государственные и частные. Обучение в государственных школах бесплатное. Плата за обучение в частных школах довольно высока. 80 % австралийских детей посещают […]...
- Жанровое своеобразие романа “Разгром” Фадеева А. А Тема романа Фадеева “Разгром” – рассказ о судьбах простых людей, то есть о народе, в один из самых драматических периодов русской истории – в годы гражданской войны. Главным героем произведения писатель делает Ивана Морозова, которого товарищи для краткости называют Морозкой. Он простой шахтер, человек без особых талантов, с обычной биографией. Участие Морозки в партизанской войне […]...
- Сочинение “Образование” или “Проблема образования” Сочинение “Образование” или “Проблема образования” Казалось бы, что можно написать об образовании? Учись хорошо, это главное. Кто хорошо учится и много знает, у того все получится. Но когда я стал серьезно размышлять над темой сочинения, то пришел к выводу, что у современного образования есть проблема. И даже не одна, если честно. Во-первых, стоит проблема получить […]...