Великие победы и вечные страдания богов древнегреческой и древнеримской мифологии

1. Повествование о судьбах богов.
2. Борьба с Хаосом и соперничество богов.
3. Смертные любимцы богов и неотвратимость Судьбы.
Наследие древнегреческой и древнеримской цивилизаций оказало огромное влияние на развитие европейской культуры, причем это относится не только к материальным достижениям, но и к образам античной мифологии, которые на протяжении многих веков продолжают интересовать писателей, философов и искусствоведов. Действительно колоритные фигуры богов, их необузданные характеры, резко оттеняемые трагической обреченностью

всех их деяний, потому что и боги бессильны перед Роком, несомненно, способны потрясти человеческое воображение. Конечно, в наших глазах боги античности едва ли соответствуют идеалу божества как всемогущей, всеведущей и справедливой сущности надмирового уровня: их характеры и страсти слишком человеческие для богов, и лишь бессмертие и более широкие возможности возвышают их над смертными героями мифов.

Нужно отметить, что мифология Древней Греции и Древнего Рима во многом совпадает – греки и римляне почитали одних богов, только под разными именами. Но откуда мы знаем о древних богах? Одним из кладезей

древней мифологии конечно же является эпос Гомера – поэмы “Илиада” и “Одиссея”.

Хотя в них рассказывается о приключениях смертных героев, боги наряду с людьми принимают участие в событиях. Кроме того, в тексте есть вставки, повествующие о тех или иных приключениях богов. Но не только благодаря Гомеру до наших дней дошли сведения о верованиях древних.
Нужно отметить труды древнегреческого поэта Гесиода, в поэме “Теогония” изложившего мифы о происхождении мира и богов. Многие известные мифологические эпизоды послужили сюжетами для трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида – знаменитых древнегреческих драматургов. Древнеримские писатели также обращались к мифологии: наиболее известным произведением является “Энеида” Вергилия, где, как и в гомеровском эпосе, боги принимают деятельное участие в жизни людей.

Стоит отметить и поэму Овидия “Метаморфозы”, в которой автор объединил в единое целое множество мифологических сюжетов, посвященных превращениям героев. Разумеется, перечень источников, из которых мы можем узнать о приключениях древнегреческих и древнеримских богов, на этом не исчерпывается.
Наиболее громкие победы богов – это победы над чудовищами, символизирующими деструктивные силы Хаоса, а также над другими богами. Согласно мифологии древних греков, воспринятой и римлянами, из Хаоса возникли первые боги, среди которых и сама Земля – Гея. Однако Хаос обладает двойственной природой: из него родилось все, но он же и стремится поглотить, разрушить все. Силы Хаоса в мифологии воплотились в образах чудовищ и гигантов.

Однако не только с ними сражаются боги: значительное место в мифологии принадлежит вражде между представителями разных поколений богов. Первыми богами были Уран и Гея – Небо и Земля. Их сын, титан Кронос (или Сатурн), – Время – ниспроверг своего отца.

Однако и жестокому Кроносу, глотавшему собственных детей, не вечно суждено было наслаждаться своей властью: его сын Зевс (Юпитер), в свою очередь, сверг Кроноса и заточил его в глубинах Тартара. Таким образом, мы видим, что в победах богов над богами тесно сплетены преступления и возмездие за них. Победителю грозит участь, подобная участи побежденного (Зевс также мог бы быть низвергнут своим сыном, если бы зачал его с океанидой Фетидой).
Итак, второе поколение богов – титанов – было побеждено третьим поколением во главе с Зевсом. Но это была не единственная война бессмертных – против Зевса восстали гиганты, дети Геи, и только благодаря помощи смертного героя Геракла, сына Зевса, богам удалось победить своих противников. Отнюдь не всемогущи древние боги: как ни сильны они, не слабее и те, кто противостоит им.

В связи с этим в мифологии распространен мотив неокончательной победы богов: бессмертные гиганты, погребенные в недрах Земли, пытаются освободиться – от этого происходят землетрясения и извержения вулканов.
Но, казалось бы, победа Аполлона над змеем Пифоном была окончательной – чудовище убито. Однако в “Метаморфозах” Овидия звучит все тот же мотив неполной победы: Пифона-то Аполлон победил, но что ему делать с безответной любовью к нимфе Дафне, охватившей его по насмешливой прихоти коварного Эрота?
Интересен мотив обожествления смертного героя, одержавшего великие победы: подвиги Геракла, без которого даже боги не смогли обойтись в битве с гигантами, нередко представляют собой всю ту же борьбу с чудовищами Хаоса, извечными противниками богов. Сын бога и смертной женщины, Геракл после смерти становится божеством, пирующим на Олимпе.
Однако далеко не всем смертным, являющимся детьми богов, уготована такая завидная участь. А ведь все боги были бы рады сделать бессмертными своих смертных детей и возлюбленных. Некоторым это удается, но и это не обязательно становится источником радости для богов.

Эос, богиня утренней зари, полюбила прекрасного юношу, но забыла вместе с бессмертием попросить для него вечную юность – и муж богини вскоре стал стариком. Но почему же нельзя сделать его молодым? Почему нельзя дать вечную жизнь многим другим героям?

Что за ограничение лежит на возможностях богов – существ, которые по определению всемогущи?
Сильнее всех богов – Судьба, Рок. Даже деяния богов определены Судьбой: боги не могут изменить участь, которую тому или иному человеку выпряли мойры – Клото, Лахезис и Атропос. В невозможности повлиять на многие события заключается причина многих страданий богов. Боги вынуждены смиряться с падением государств, которым они покровительствовали, с гибелью людей, которых они бы желали сделать бессмертными.

Гелиос-Солнце каждый день восходит на колесницу, которая напоминает ему о гибели сына Фаэтона. Вечно придется красавице Эос смотреть на постаревшего супруга. Хром Гефест, искусный кузнец, которого в детстве не любила мать и которому изменила жена. А боги предшествующих поколений?

Навечно заперт Кронос в недрах Тартара, вечно взирает Гея на все страдания своих потомков. Нескончаемые муки терпел Прометей, прикованный к скале…
Зачастую ускользающие, призрачные победы, но страдание всегда настоящее. Не роднит ли это древних богов с людьми, вне зависимости от того, в какую эпоху они живут? Впрочем, Гесиод полагал, что некогда жило “поколенье людей золотое”, подобное богам:
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смели…
По утверждению древнегреческого поэта, эти люди, прожив отмеренное время на земле, превратились в местные божества. Немалая победа над равнодушием Рока. Только досталась она людям, превратившимся в богов, а не богам по рождению…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Великие победы и вечные страдания богов древнегреческой и древнеримской мифологии