Великая Отечественная война главная тема литературной жизни
Как раскрывают Вторую мировую войну немецкие писатели с их исторической виной за разрешимую войну и неминуемым искуплением этой вины перед миром. Когда в 1945 году вместе с капитуляцией немецкого правительства подала в отставку гитлеровская идеология и выпестованная ею искусственная культура, поколение того времени пережило полное духовное банкротство. Немецкое общество дошло к духовному возрождению через осознание своей исторической вины за решение Второй мировой войны, через критическую переоценку вчерашних идеалов.
Этот путь в
Военная тема стала одним из краеугольных камней белливского «эстетики гуманной».
Генриху всю жизнь судилось плыть против течения. Он усматривал в этом свое жизненное назначение. «Я не знаю, — подытожил он, — куда меня приведет нынешнее развитие, если я буду идти с
Жизнь Генриха Белля тесно переплелось с географией Второй мировой войны. В составе оккупационных войск он побывал в Польше, Франции, Румынии. Капризная военная судьба закинула его и на территорию СССР, в частности в Украину. В сознании писателя засекло немало географических названий местностей Украины.
Они упоминались в его произведениях как места, где на солдат вермахта ждали смерть, поражения, потери. Вот как он упоминает величественный украинский город Львов. «Львов красивый… Красивые, пасмурные, трудные эти города, кровавое их прошлое, а ныне их увалки тихие и запустелые.
Улицы здесь такие самые, как и во всех больших городах мира. Широкие, элегантные, пологие, печальные улицы с бледно-желтыми домами, которые кажутся вымершими. На улицах полно людей».
Трагизм судьбы героев Белля, несчастных жертв войны, во многом определяет отношение героя к местности, где происходят события произведения: «Галиция — темное слово, страшное слово, и вместе с тем оно манит к себе. Что-то в нем есть от ножа, который медленно режет… «Галиция». Или еще: «В слове «Галиция» много крови, крови, которая вытекает из-под ножа».
С приближением к месту назначения отрицательное отношение героя к местности становится еще более сильным: «Галиция…» — это слово будто на невидимых ножках, чем, что покушается где-то рядом, неслышно».
В своих произведениях писатель описывал людей, которые были определенной противоположностью традиционным представлением о Настоящем герое войны. Такой герой был своеобразным противоядием от идеи «сверхчеловека», которую навязывала гитлеровская пропаганда. С таким типом героя мы встречаемся, в частности, в белливском рассказе «Путник, когда ты придешь в Спа…» Автор постоянно заостряет внимание на расхождениях между официальной высокопарностью тех, на ком идейно держался нацистский режим, и страшной реальностью, с которой столкнулись те, кто должен был воплощать эти идеи в жизнь.
Великая Отечественная война стала главной темой литературной жизни России. Недаром для русского народа, наших дедушек и бабушек до сих пор актуальными есть и навсегда останутся слова: «Смертный бой не совета славы, Рады жизни на Земле.» «Я жил, я пришел из войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитался… Сколько людей успели меня прочитать и, возможно, полюбить.
А их нет в живых. Это была часть меня… И я с ними что-то потерял: О. Твардовский.
Когда война началась на территории СССР, она стала главной темой литературной жизни всей страны. Писатели откликнулись на нее и пером, и оружием. Около тысячи литераторов отправились на фронт военными корреспондентами или просто солдатами. Половину из них было отмечено государственными наградами, четыреста погибло на полях битв.
К плеяде поэтов, которые, по выражению Маяковского, «к штыку приравняли перо» и сыграли неоценимую роль в укреплении боевого духа защитников Отчизны, принадлежит и Александр Твардовский.
В литературу Твардовский вошел еще в войну с поэмой «Страна Моравия» (1936), которая сделала его популярным. В года войны его имя, прежде всего, ассоциировалось с созданным им образом знаменитого бойца Василия Теркина. Этот образ имел свою предысторию.
Родился он во время русско-финской войны 1940 года, в которой Твардовский принимал участие как военный корреспондент одной из газет. Тогда это был фельетонный персонаж: — Вася Теркин, над созданием которого работал целый коллектив авторов. В сравнении с более поздним Теркиным этот образ стал более комическим, не определенным окончательно с точки зрения смысловой и эмоциональной направленности.
В годы Великой Отечественной войны Твардовский поворачивается к этому образа, работает над ним серьезно и целеустремленно.
Содержание поэмы — героическая борьба, которую вел с врагом в года войны наш народ. Его олицетворением и возникает в поэме Василий Теркин. В поэме Теркин, изображенный из разных сторон, в разных эпизодах войны, а потом и победного наступления, а также в разных ситуациях (героических, бытовых, комических).
Сам Твардовский писал о своей книге как об образце коллективного творчества. Поэма, первые разделы которой начали печататься 1942 года (всего их в поэме С), сразу вызвала не только интерес к образу Теркина, а и начала бодрый диалог между писателем и его читателями. Теркин стал настоящим народным героем.
Поэма Твардовского была высоко оцененная не только в Советском Союзе, а и за границей, в частности И. Буниным, который был известный как чрезвычайно требовательный и скупой на похвалу критик.
Тема войны оставалась ведущей в творчестве Твардовского и после ее окончания. Поэт подчеркивал, что в послевоенные года его душа пополнилась вынесенными из фронта «чувством и мысленным взором», которые можно было бы определить как «пожизненная обязанность живых перед теми, кто отдал жизнь за общее дело, невозможность забвения и неисчерпаемое ощущение, словно своего присутствия в них, а их — в себе».
Таким расположением духа были просекшие стихи «22 июня 1941», «их памяти», «Сыну погибшего воина» и прочие. В этом же ряде находится и знаменитая поэзия «Я убит под Ржевом…»
Стих написан от лица солдата, которого убили в болотах под Ржевом. Солдат страдает от того, что так и не узнал, чем закончилась война, но высказывает твердое убеждение, которое в конце концов враг будет побежден, а итак он недаром полег в бою, не оставив по себе даже могилы, на которую могла бы прийти его мать. Обязанность живых перед мертвыми — сохранение и увековечение памяти о них. К такой мысли направляет нас этот стих.
Дух солдат поддерживали и те, кто ждал на них, верил в победу, помогал своей верой и надеждой.