Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Одного, но какого! Комедии “Горе от ума”!

В первом варианте она называлась еще многозначительнее – “Горе уму”, и уже в самом этом названии был заключен ее глубокий идейно-философский смысл. Грибоедов рассказал в своей комедии о несчастьях умного человека, обрушившихся на него именно потому, что он был умен и в силу этого обстоятельства оказался в “противоречии” с обществом, состоящим из людей закоснелых в своем невежестве.

В сознании передовых

людей того времени историческим рубежом между “веком нынешним” и “веком минувшим” явились Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, разгром Наполеона. Отзвуки этих событий слышны в комедии “Горе от ума”, Столкновение в ней “века нынешнего” с “веком минувшим” было отражением противостояния двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после войны 1812 года. С одной стороны – приверженцы старого крепостнического уклада жизни (Фамусов и его гости), с другой – передовая дворянская молодежь, чьи идеи выражает Чацкий.

Комедия основана на конфликте личном и общественном

– конфликте между умным, честным героем, человеком передовых взглядов, с окружающим его безумным миром, стоящим на страже реакционных устоев. Самый яркий представитель этого мира – Фамусов, в доме которого и разворачиваются все события. Каждая реплика Фамусова вызывает гневную и резкую отповедь Чацкого.

Идеал Фамусова воплощен в Максиме Петровича. “Покойник дядя”, по мнению Фамусова, является образцом для подражания, так как очень богат (“не то на серебре, на золоте едал”, “сто человек к услугам”). На этом вельможа завоевал уважение Фамусова не только потому, что был богат, обладал властью и был отмечен царской милостью. Фамусов совершенно искренне восхищается тем, что Максим Максимыч, несмотря на свой “надменный нрав”, готов был на любое унижение: “Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб…”

Откровения Фамусова возмущают свободный ум Чацкого. И он произносит монолог, пронизанный ненавистью к “раболепству” – монолог, направленный против тех, кто ради “высочайшей улыбки” готов был “отважно жертвовать затылком”. Чацкий надеется на обновление “века покорности и страха”: “Нет, ныне свет уж не таков…

Вольнее дышит всякий и не торопится вписаться в полк глупцов”.

Другой типичный представитель “века минувшего” – полковник Скалозуб, самовлюбленный военный карьерист, “созвездие маневров и мазурки”. В своем цинизме он не уступает Молчалину, но, в отличие от него, не скрывает своих заветных желаний:

Довольно счастлив я в товарищах своих,-Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

И, наконец, Молчалин… Он молод, но это тоже порождение “века покорности и страха”.

В комедии мы узнаем очень много интересного об этом человеке. Фамусов “откопал” Молчалина в какой-то конторе в Твери. Не случись Фамусова, так и остался бы Молчалин в Твери.

За несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, стал секретарем Фамусова. Но главное – сумел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства. На пути к цели Молчалин не брезгует ничем: “Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет”.

Чацкий – и в этом его ошибка и трагедия – поначалу не воспринимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин – полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. В глазах же Молчалина Чацкий – неудачник.

Неудачник в любви, неудачник и в жизни. Поэтому он так откровенен с ним, снисходительно поучает его.

Увы! Чацкий недооценил Молчалина. Тот оказался живучим, неуязвимым. Молчалины представляли собой ту силу, которую невозможно было одолеть.

Осознав это, Чацкий с горечью восклицает: “Молчалины блаженствуют на свете”.

И вот комедия приближается к развязке. Бал в доме Фамусова… Масса людей, можно сказать, что собралась вся дворянская Москва.

Вокруг Чацкого сплошной гул, сплетни, пересуды. В этом обществе не брезгуют общаться с картежником и доносчиком Загорецким, уважают вздорных и брюзгливых Хрюминых, боятся грубой, деспотичной Хлестовой. И лишь одного простить не могут – ума, нового, свободного образа мыслей, независимости суждений, нравственного и духовного превосходства Чацкого.

Ума боятся, как чумы. И поэтому с такой ненавистью и злобой они преследуют Чацкого. С такой радостью подхватывают сплетни о его сумасшествии.

Но и Чацкий не остается в долгу. Со всей силой своего общественного темперамента он обрушивается на своих мучителей. Однако здесь, в толпе гостей Фамусова, Чацкий одинок. Случайно оказавшись свидетелем сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой, Чацкий прозревает.

Уничтоженный и оскорбленный, Чацкий произносит свой последний монолог, в котором с негодованием клеймит мир Фамусовых.

Так заканчивается комедия: любовно-лирическая линия завершается горем неразделенной любви, общественно-политический конфликт – окончательным разрывом с фамусовским обществом: “Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом. Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок”.

У меня такое ощущение, что я покидаю Дом Фамусова вместе с Чацким. Я вдыхаю свежий воздух и мне становится легче и восстанавливается способность нормально мыслить. Я понимаю, что фамусовский дом со всем тем, что произошло в нем однажды с Чацким, – не более, чем “закоулок Москвы”, но именно отсюда Грибоедов показал нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность, какой она была после Отечественной войны 1812 года.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”