“Век джаза” в изображении Ф. С. Фицджеральда



Писатель Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940) как летописец целой эпохи в американской истории, “века джаза” (время между окончанием первой мировой войны и великой депрессией 1930-х годов). Отражение в творчестве писателя мироощущения людей того времени, утративших веру в прежние идеалы, осознавших неустойчивость, мимолетность дня. Жажда сиюминутного наслаждения, погоня за удовольствиями, стремление убежать от своей “потерянности”. “Америка затевала самый грандиозный, самый шумный карнавал за свою историю”.

Черты “века

джаза” в романе “По эту сторону рая” (1920). Фицджеральд о проблеме богатства и бедности, о воздействии денег на судьбу человека. “Я не люблю бедных людей… Я ненавижу их за то, что они бедные.

Бедность… самая отвратительная вещь в мире. По существу, лучше быть развращенным и богатым, чем невинным и бедным”. Эмори Блейн – олицетворение прекрасной “американской мечты”, выразитель устремлений и надежд своего поколения, “поколение, которое повторяет старые догмы, пытаясь стряхнуть с себя былую мечтательность; поколение, обреченное на грязную, суетную жизнь, подстерегаемую любовью и

гордостью… поколение людей, страшащихся бедности и чтящих богатство, людей, которые удостоверились в том, что война окончилась, вера поколебалась, а бог умер..”.

Новеллистическое мастерство писателя. Сборник рассказов “Сказки века джаза” (1922). Своеобразные истории из жизни богатых людей, воз-

Несшихся над остальным миром (“Бриллиант величиной с отель Риц”, “Богатый парень”).

Роман “Великий Гэтсби” (1925) – “не только вобрал в себя “век джаза”, но и включил эту эпоху в общий курс американской истории”(У. Ал-лен). Гэтсби – велик силой своего чувства, преданностью мечте, “редкостным даром надежды”.

История жизни главного героя. Расплывчатость образа Гэтсби. Способность персонажа соединить в себе самые противоположные устремления. Это одновременно: платонический мечтатель и жесткий практик, застенчивый влюбленный и хваткий делец, поэтическая натура и хищник, прикидывающий, “какая часть… неба по праву принадлежит ему”.

Дэзи Бьюкенен как символ идеальной мечты, не выдержавшей испытанием “века джаза”. Линия Ника Каррауэя – рассказчика в романе. Контрастный принцип построения повествования (образ, возникший в начале романа, впоследствии находит свое художественное опровержение).

За блестящей оболочкой “джазового стиля” скрыта нищета духа, за внешней привлекательностью – подлог и предательство.

Фицджеральд о банкротстве духа и разума в романе “Ночь неж-на”(1934). История Дика Дайвера – трагедия истинного таланта в жестоком мире денег. Истоки жизненной драмы героя, его постоянных компромиссов с совестью.

Неспособность выработать в себе душевную стойкость и твердость позиций, природная склонность к романтическому идеализму.

Образ “голливудской мечты” в последнем незавершенном романе писателя “Последний магнат”. Кинопромышленник Монро Старр – одновременно как пленник “великой иллюзии” и как ее жертва. Подлинно трагическая фигура в истории американской литературы.

Глубокий, объективный самоанализ Фицджеральда.

ЛИТЕРАТУРА: Горбунов А. Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. – М., 1974. Засурский Я. Н. Потерянное поколение. Френсис Скотт Фицджеральд и “поэзия отрицательных величин Засурский Я. Н. Американская литература XX века. – М., 1966.

Старцев А. И. Скотт Фицджеральд и “очень богатые люди” – Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. – М.,1981.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Век джаза” в изображении Ф. С. Фицджеральда