“Век джаза” в изображении Ф. С. Фицджеральда
Писатель Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940) как летописец целой эпохи в американской истории, “века джаза” (время между окончанием первой мировой войны и великой депрессией 1930-х годов). Отражение в творчестве писателя мироощущения людей того времени, утративших веру в прежние идеалы, осознавших неустойчивость, мимолетность дня. Жажда сиюминутного наслаждения, погоня за удовольствиями, стремление убежать от своей “потерянности”. “Америка затевала самый грандиозный, самый шумный карнавал за свою историю”.
Черты “века
Бедность… самая отвратительная вещь в мире. По существу, лучше быть развращенным и богатым, чем невинным и бедным”. Эмори Блейн – олицетворение прекрасной “американской мечты”, выразитель устремлений и надежд своего поколения, “поколение, которое повторяет старые догмы, пытаясь стряхнуть с себя былую мечтательность; поколение, обреченное на грязную, суетную жизнь, подстерегаемую любовью и
Новеллистическое мастерство писателя. Сборник рассказов “Сказки века джаза” (1922). Своеобразные истории из жизни богатых людей, воз-
Несшихся над остальным миром (“Бриллиант величиной с отель Риц”, “Богатый парень”).
Роман “Великий Гэтсби” (1925) – “не только вобрал в себя “век джаза”, но и включил эту эпоху в общий курс американской истории”(У. Ал-лен). Гэтсби – велик силой своего чувства, преданностью мечте, “редкостным даром надежды”.
История жизни главного героя. Расплывчатость образа Гэтсби. Способность персонажа соединить в себе самые противоположные устремления. Это одновременно: платонический мечтатель и жесткий практик, застенчивый влюбленный и хваткий делец, поэтическая натура и хищник, прикидывающий, “какая часть… неба по праву принадлежит ему”.
Дэзи Бьюкенен как символ идеальной мечты, не выдержавшей испытанием “века джаза”. Линия Ника Каррауэя – рассказчика в романе. Контрастный принцип построения повествования (образ, возникший в начале романа, впоследствии находит свое художественное опровержение).
За блестящей оболочкой “джазового стиля” скрыта нищета духа, за внешней привлекательностью – подлог и предательство.
Фицджеральд о банкротстве духа и разума в романе “Ночь неж-на”(1934). История Дика Дайвера – трагедия истинного таланта в жестоком мире денег. Истоки жизненной драмы героя, его постоянных компромиссов с совестью.
Неспособность выработать в себе душевную стойкость и твердость позиций, природная склонность к романтическому идеализму.
Образ “голливудской мечты” в последнем незавершенном романе писателя “Последний магнат”. Кинопромышленник Монро Старр – одновременно как пленник “великой иллюзии” и как ее жертва. Подлинно трагическая фигура в истории американской литературы.
Глубокий, объективный самоанализ Фицджеральда.
ЛИТЕРАТУРА: Горбунов А. Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. – М., 1974. Засурский Я. Н. Потерянное поколение. Френсис Скотт Фицджеральд и “поэзия отрицательных величин Засурский Я. Н. Американская литература XX века. – М., 1966.
Старцев А. И. Скотт Фицджеральд и “очень богатые люди” – Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. – М.,1981.