Ведущие темы и мотивы сборника Уитмена “Листья травы”

Уолт Уитмен (1819-1892) – американский поэт-новатор, один из интеллигентных людей в свое время, мировую славу принесла поэту его книга стихов “Листья травы” (1855), над которой он работал вся жизнь. Поэзия Уолта Уитмена оригинальная, новаторская по форме, по своей тематике и образами. Восстав против условностей романтической поэтики, Уитмен провозглашает идеалом, мерой прекрасную действительность, реальный мир и становится певцом красоты обычного жизненного факта. В его книге и многочисленные зарисовки быта современной Америки и красота окружающей природы, и социальная трагедия расовой неровности в США.

В противоположность романтизму, Уитмен видит высшую духовность в самой материальности мира и составляет гимны человеческой природе, плоти или проклятой романтиками современной индустрии.

Главный тон его поэзии – увлечение миром, человечеством. Для него все грани жизни одинаково прекрасные, все его проявления для него важные и преисполнены духовного значения.

“Никчемное для меня такое же большое, как и все другое”.

По Уитмену, жизнь каждого человека – наполненная содержанием. И его любовь к человечеству (народов) – не проза, так как она в самый раз и вырастает из любви к каждому отдельному человеку, он захватывается совершенством человеческого естества и очень страдает, наблюдая несоответствие между красотой и величием человека и его жалкой судьбой.

Лирический герой “Листьев травы” является представителем “всех эпох и всех земель”, и потому автор стремится с помощью завершенных циклов разных по жанру стихов и поэм раскрыть его во всем разнообразии временных и пространственных взаимосвязей от рождения и до самой смерти, рассказать об объективной действительности, которая существует вне человека, задуматься над назначением человека во вселенной, проявить в “обычном человеке” бессмертную ее сущность. Цикличность: рождение – работа – смерть – бессмертия присущие всей книжке в целом и отдельным произведениям (поэма “Песня о себе”).

Уитмен универсальный поэт. Он воспевает движение звезд и вместе с тем движение каждого атома, каждой крохотной дольки вселенной. Уже самое название его книги “Листву травы” отбивает эту особенность его поэтического видения: люди видят траву, но кто из них склоняется к травинке – “листочка травы”? Это делает Уитмен, поэт – влюбленный в жизнь, в каждую ее травинку.

Тема книги – человек, сам Уолт Уитмен, сюжет – взаимоотношения человека и вселенной, идея – вечная и неуклонная вера в торжество человека. По жанру – это лироэпическое произведение. Здесь существует связь лирической и эпической стихии – “я” поэта, его духовной сущности и объективной реальности, “вещевого мира”, “травы” – связь не внешняя.

Книга строится, как и объединение этих стихий. В финале оскорблений “травы” и “я” поэта – нераздельные.

Я завещаю себя грязной земли, пусть я прорастания моей любимой травой, Если захочешь увидеть меня ищи меня у себя под подошвами.

Относительно формы его поэзии, то Уитмен писал: “Я отверг рифмованный и белый стих. Белый стих особенно мне безобразный, но ритм я признаю, не внешний, регулярный и размеренный: короткий слог, длинный слог… Как походка хромого; такая поэзия мне чужая. Морские волны не выкатываются на берег через равные промежутки времени, как и порывы ветра между соснами, а, тем не менее, и в рокоте волн, и в шелесте ветра между деревьев есть замечательный ритм.

А который бы он был монотонный, как утомлялся бы от него слух, если бы он был правильный! Именно эта разновидность мелодии и ритм я старался уловить…”. Уже в этом заключается новаторство Уитмена-Поэта. Кроме того, автор использует такие новаторские приемы стиля как:

Уитменовский каталог (перечень реалий для создания эффекта всеобъемлемости), диалогичность (диалог с самым собой, с читателем), реинтерпретаци использование разных за своим происхождением фрагментов и цитат к совсем новому эстетичному контексту, здесь отрывки и цитаты из разнообразных трактатов разных времен, попытки интерпретации научных явлений и многих областей знаний, лирико-эпическое осмысление и перефразировки более менее известных источников.

В статье “Взгляд на прошедшее” поэт писал: “Листва травы… – это преимущественно попытка выразить мою собственную эмоциональную и личную природу…, попытка подробно – от начала и до конца – воссоздать Лицо, человеческое естество (меня самого во второй половине 19 столетие в Америке), и сделать это свободно, исчерпывающе и правдиво”- а также контрасты, повторы. Его поэзии присущая открытость жизни и человечеству, приближенность к природе.

Уолт Уитмен Себя я воспеваю.

Себя я воспеваю – простое отдельное Лицо, Тем не менее, употребляю слово “Демократичность” и термин” Человеческий запал” Воспоем физиологию: так как от маковки к мизинцу на ноге – все воспевание достойное; Не только обо мне поем, не только о человеческом мозгу – не только они достойные Музы, я скажу, поем о целости тугих завершенных форм, они только достойные ее. Я воспеваю женщину наравне с мужчиной; И жизнь необъятная в жажде своей, сердцебиении и маце: Веселый – для вольного из возможных действий созданное, за божьим законом. Современного человека воспеваю. Пер.

В. Коротич.

Идя травой степной.

Идя травой степной, вдыхая ее ароматность, Спрашиваю у нее образца воодушевления, Для людей спрашиваю откровение, теснейшие приязненные, Спрашиваю, лишь бы стебелек явились словом, делом, живыми существами, Людьми с озаренной солнцем душой открытой, новой, широкой, искренней, Людьми, которые проторяют первейшие пути, ступая уверенно, гордо и свободно. Людьми отваги неугасаемой, людьми здоровыми, красивых и чистых тел, Людьми, которые беззаботно смотрят в лицо президентов и губернаторов, словно говоря: – А кто ты? Людьми неудержимыми и простыми, пылкими и непокорными, Людьми Америки.

Пер. Г. Тупайло.



Ведущие темы и мотивы сборника Уитмена “Листья травы”