Ведущие мотивы лирики И. Франко

“Я сын народа… …Мой призыв: работа, счастье и свобода…”, Я есть мужик, пролог, не эпилог. И. Я. Франко. Иван Яковлевич Франко – писатель, общественный деятель, ученый, философ, литературовед, критик и теоретик литературы. Но с особым увлечением мы говорим о его литературной деятельности.

Нельзя оставаться равнодушным, читая его стихи из сборников “Из вершин и низин”, “Мой Измарагд”, “Из дней кручины”, “Завядшая листва”. Сборник “Из вершин и низин” вобрал в себя наилучшие стихи, посвященные борьбе за

лучшее будущее трудового народа. Он был издан в 1887 году.

И название сборника не случайно. “Из низин”, т. е. из народных масс, из беднейших глубин звучит его голос. А “Из вершин” – “это голос духа”, который призывает не сидеть на месте, а путем борьбы дойти к светлым вершинам, свергнув гнобительный порядок – скалу:

“Ломайте эту скалу! Пусть ни жар, ни холод Не остановит вас! Терпите и труд, и жажду, и голод, Так как вам предназначено скалу эту разбить”, слышат каменщики-революционеры сильный призыв.

Как Антей, так и лирический герой поэзии Франко черпает силы от земли, родного народа:

“Земля, моя всеплодющая мать, Силы, которые в твоей живое глубине, коплю, чтобы в бое сильнее стоять, Дай и мне!”.

Автор ощущает приближение социальных изменений и передает это в аллегорической форме во второй “Веснушке”: “Гремит! Тайная дрожь пронимает народы,- Наверное, благодатная волна наступает… Миллионы ждут счастливых перемен…”.

Виднейшим стихотворением сборника является “Гимн”. В нем уже откровенно поэт заявляет о приходе новой жизни, свержении царизма, причем использует глаголы прошлого времени, чтобы показать победу над злом как свершившийся факт: “Развалилась злая руина, Покатила лавина, и где в мире та сила, Чтобы в беге ее остановила, чтобы потушила, будто огонь…”. Риторические вопросы утверждают неизбежность светлого будущего. Эти же мотивы звучат еще в раннем творчестве Каменщика.

Находясь в тюрьме, он не падает духом, а еще и поддерживает своих товарищей: “Надо твердо нам в бою стоять, Не пугаться, что упал первый ряд, Хотя по трупам заведомо ступать, Ни на шаг не возвращаться назад”.

Незаурядное место в творчестве Франко занимает родная родина. Только пылкий патриот мог так написать: “Нет, кто не любит всех братьев, Как солнце божье, всех одинаково, Тот искренне полюбить не умеет Тебя, любимая Украина!”. Разве не созвучны с этими строками строки Владимира Сосюры из стихотворения “Любите Украину”?

Сборник “Мой Измарагд” создан на перепевах из библейских легенд, но автор преподносит нам свою мораль, мораль народа, поэтому и добавляет местоимение “мой”. Ведущие мотивы обоих сборников – гражданские. Взять хотя бы стихотворение “Наймит”, где показана тяжелая, беспросветная жизнь наймита – народа. Но не вечно народу так жить.

Его сознание уже просыпается. А завершает стихотворение пылкий призыв к борьбе и вера в победу. Замечательным стихотворением этого сборника является произведение “Седоглавому”. В нем показаны резко противоположные взгляды лжепатриотов и настоящего сына своего народа, который служит Родине:

Ты, брат, любишь Русь, Как дом, волов, коров,- Я же не люблю ее Чрезмерной любовью.

И будто продолжает эту тему стихотворение “Декадент”. В нем автор раскрывает свою позицию народного борца. Каждая строфа является возражением к обвинению Франко в декадентстве:

Ø “Что в моей песне боль, и печаль, и тоска – Сие лишь потому, что сложилась так жизнь. И есть в ней, брат мой, еще нота вторая: Надежда, воля, радостное чувство”. Главным мысленным взором стихотворения являются слова: “Какой я декадент?

Я сын народа.”. Действительно, Франко был прологом, проводником передовых идей, а эпилог – это конец существующему эксплуататорскому порядку.

Какой теплотой, искренностью веет от любовной лирики Франко, которая представлена сборником “Завядшая листва”! Сам поэт назвал ее лирической драмой. Этот сборник еще раз доказывает, что человеку ничто не чуждо.

Франко – титан революционной мысли и в тот же время тонкий лирик, поэтому и близок он нам как обычный человек, который умеет так верно, красиво любить, и как борец за новую родину. До глубины души пронимают строки, где автор воспевает свою любимую, с которой не судилось соединить свою судьбу: “Твои глаза, будто колодец чистый на перловом дне, А надежда, будто зарница, Из них проблескивает мне”. Лирический герой наделен рыцарскими чертами, как подобает настоящему мужчине, он готов взять на себя все удары судьбы, предназначенные любимой:

“Как в дороге вздыблю горе, Которое тебе несет удар, Сам его на себя направлю и приму его бремя”.

Франко отлично знает украинские песни, поэтому много его стихов из сборника перекликаются с народной песней. Девушку он сравнивает с красной калиной, ореховым зерном. Фигурируют часто и образы-символы: зеленый явор, красная мальва, дубочек кудрявый. Стихи часто начинается с возгласа “Ой”: “Ой, сожаления, мои сожаления…Уронил я голубочку И уже не поймаю”.

Лирический герой – мужественный человек, он не упрекает любимую за неразделенную любовь, а ищет забвение. Утоляет свою сердечную боль во встрече с природой: “Неси же меня, конь, по чистому полю, Как вихрь, который гуляет, и убегу я от злой боли, что сердце мое разрывает”. Стихи сборника “Завядшая листва” настолько мелодичные, что хочется назвать их песнями.

Да и много стихотворений положены на музыку: “Безмежное поле”, “Ой ты девушка, из ореха зерно”, “Развейтесь с ветром…”, “Красная калина…” и много других.

И. Я. Франко по праву можно поставить в один ряд с такими славными именами как Данте, Петрарка, Пушкин, Есенин, которые так нежно воспели своих любимых Лауру, Беатриче, Анну Керн. Конечно, в сборнике очень много стихотворений, посвященных Ольге Рошкевич – первой, но несчастной любви.

Собственно, за эту откровенность, с которой автор показал драму в личной жизни (хотя считается, что нельзя отождествлять девушку в поэзии Франко с Ольгой), его и окрестили декадентом недруги, чтобы еще больше прибавить душевной боли. Но недаром Франко называют именем Каменщика. Подавляющее большинство его поэм – это гражданская, политическая лирика, и девизом его всегда было:

Ø Лишь бороться значит жить… Vivare memento!

План

I. И. Франко – поэт борьбы и любови.

II. Богатство тематики, идейная глубина, разнообразие форм поэм И. Франко.

Патриотичный пафос стихотворения И. Франко “Гимн”, пролога к поэме “Моисей”. Призыв к распространению в народе прогрессивных идей в поэме “Греет солнышко”.

3. Осознание своей роли в обществе как поэта в стихотворении “Декадент”.

4. Красота, сила и нежность любовной лирики И. Франко.

III. Выполнение писателем своего гражданского долга, горячей любви к родному краю.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ведущие мотивы лирики И. Франко