“Вечер накануне Ивана Купала”, анализ повести Гоголя



Людей издавна притягивали разные тайны: причуды домового, танцы русалок в лунную ночь, шабаш ведьм. В русских сказках герои вынуждены были общаться с нечистой силой, чтобы справиться с испытаниями (именно Баба-Яга обычно дает волшебный клубок, указывающий дорогу). В творчестве Николая Васильевича Гоголя тоже немало нечисти.

Черт помогает герою Вакуле слетать в Петербург к самой царице, а утопленница-панночка дает возможность главному герою Левко жениться на любимой девушке.

Однако связь с нечистой силой рано или поздно потребует расплаты. Как правило, это душа, которую и приходится отдать Сатане за помощь. Это один из самых устойчивых мотивов в мировой литературе. Звучит он и в творчестве Н. Гоголя.

Свой цикл повестей и рассказов под называнием “Вечера на хуторе близ Диканьки” начал повестью “Басаврюк”. Впервые она именно под этим названием появилась в журнале “Отечественные записки” в 1830 году. Позже повесть получила название “Вечер накануне Ивана Купала” . Эта ночь полна тайн и чудес, ведь, если найти цветок папоротника, то может исполниться

самая заветная мечта.

Такую мечту имел главный герой повести – работник Петр Бездомный. Полюбив Пидорку, дочку хозяина, старого казака Коржа, безденежный Петрусь готов заключить сделку хоть с самим Дьяволом, воплощением которого в повести является Басаврюк. Как раз в ночь на Ивана Купалу Петро и находит заветный цветок папоротника, после чего ведьма раскрывает перед ним богатства: и золотые червонцы, и драгоценные камни.

А цена за это – смерть безвинного ребенка, шестилетнего брата Пидорки Ивася.

В бешенстве бросился герой с ножом на ведьму, но помутился разум у юноши, и под напором нечисти совершил смертный грех Петрусь. Не помнил он, как оказались у него два мешка с золотом. Вот и долгожданная свадьба, да только нет счастья ни убийце, ни несчастной Пидорке. Жених ее теперь как проклятый: все силится вспомнить что-то, поэтому больше не веселится, а целыми днями сидит возле мешков с золотом.

Да и Пидорка уже не та: “Ни румянца, ни усмешки; изныла, исчахла, выплакались ясные очи”.

Новая встреча с ведьмой возвращает Петру воспоминание о страшном грехе, совершенном им ради любви. Но час расплаты наступает: в ночь на Ивана Купала явившийся призрак Ивася забирает с собой своего убийцу – только горстка пепла остается от несчастного юноши. Узнавшая страшную тайну Пидорка вынуждена до конца жизни замаливать смертный грех за своего мужа. А в селе вновь появляется Басаврюк, принявший человеческий облик, чтобы приманивать молодцев.

Ведь “клады не даются нечистым рукам”, вот так он и приманивает юношей, а после губит. Так проявляется в произведении мотив призрачности богатства, добытого нечестным путем, характерного для украинского и русского фольклора.

В основу сюжета этой повести положены украинские народные легенды и предания об Иване Купала. Первая редакция повести под названием “Басаврюк” вызвала множество замечаний со стороны критиков и читателей. Тогда Гоголь сократил повесть, устранил длинные описания и второстепенные подробности. Например, он не стал давать описание жизни Петро Бездомного.

Больше всего Гоголь изменил финал. Первоначально сюжет повести оканчивался иначе: разбогатевший Петрусь стал скупым, доведя себя и свою жену Пидорку до крайней степени нищеты. Такие мотивы были характерны для нравоописательных повестей 20-х годов XIX века.

Гоголь создал совершенно новое произведение, добившись сюжетной лаконичности. Конечно, фольклорные мотивы звучат и в портретах главных героев, особенно Пидорки, и в описании их свадьбы, и в пейзажных зарисовках всех времен года (действие повести разворачивается в течение года). Однако, включив фольклорные мотивы, но отказавшись от нравоучительного морализаторства, автор создал динамичный сюжет.

Получение богатства вызвано меркантильными соображениями, и хотя Петрусь хочет жениться на любимой девушке, его сделка с Дьяволом изначально обречена, ведь ценность всего материального несоразмерна духовно-нравственным началу. Клад становится испытанием для Петра, убившего невинного ребенка и добывшего золото страшной ценой. За это он и наказан.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Вечер накануне Ивана Купала”, анализ повести Гоголя