«Вчерашний день, часу в шестом…»

<

p>Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, краткой информации, намеренно стилистической сниженной — но во втором четверостишии на первое место выдвигаются слова, обладающие устойчивыми поэтическими ассоциациями, стиль сменяется с низкого на высокий. Стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и соотносятся одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» — «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью

первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций.
Очень близко к этому стихотворению стоит «Муза», посвященное традиционной теме отношений поэта с музой — поэт учит музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения. Этот оттенок есть и в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» в том повелительном тоне, в каком поэт обратился к музе: «Гляди!»
Драматическое, сложное общение поэта с музой мыслится Некрасовым постоянным противоборством двух равных сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них.


«Вчерашний день, часу в шестом…»