Важные жизненные вопросы в пьесах
Драматурга остро волнуют проблемы воспитания у молодого поколения бескомпромиссности в решении важных жизненных вопросов. Бесстрашию и принципиальности, ответственности и бескорыстию, дальновидности и зоркости в борьбе с идейными противниками – вот чему учит пьеса “Страх”.
После пьесы “Страх” Афиногенов пережил период творческих неудач (пьесы “Портрет”, “Ложь”), некоторые замыслы новых пьес остались неосуществленными. Но уже в 1935 г. (после доработки) на сцене Театра им. Евг. Вахтангова появляется его пьеса “Далекое”.
Сюжет
Персонажи не совершают исключительных подвигов. Они ничем особым не примечательны. Но честное выполнение долга, чувство сопричастности делам и помыслам народа – вот то, что видит зритель в поступках героев пьесы.
Иногда
Среди этих бескорыстных людей чужими выглядят Лаврентий, мечтающий о собственной славе, бывший сектант Влас, живущий без веры, без любви, с опустошенной душой (“И никто мне не нужен, кроме себя. Я жить желаю для радости глаз своих и пропади все остальное пропадом, бровью не шевельну”).
Главное для драматурга в пьесе “Далекое” – высветить истинно благородное, чистое, светлое, определяющее в натуре обыкновенного советского человека.
В 1940 г. Афиногенов пишет одну из своих лучших пьес – “Машенька”. Машенька, с ее огромным доверием к людям, благородством, прямотой, активным неприятием себялюбия, корысти и лжи, – обобщенный образ юного поколения, о создании которого драматург мечтал на протяжении ряда лет.
Казалось бы, сюжет, лишенный остроты классовых конфликтов и столкновения мировоззрений,- неожиданное появление в доме профессора палеографа Окаемова его 14-летней внучки Машеньки – сулит лишь камерные решения. Однако непростая история девочки, потерявшей отца и уехавшей из новой семьи матери, затрагивает немало важных этических вопросов.
Поначалу Окаемов, человек замкнутый, всецело погруженный в свои рукописи и книги, обделенный душевным теплом, противится вторжению в свой дом юного существа. Он давно отвык от людей (уже сколько лет прошло после смерти единственного сына!), предпочитает жить один. Скупо, тонко воссоздает драматург процесс оттаивания его души; первые, еще не умелые знаки внимания к внучке, первые заботы, удивление и радость от соприкосновения с миром ее юных друзей.
Машенька оказалась тем “новым счастьем”, без которого в “холодном доме” Окаемова было пусто и неуютно.
Образ героини с ее непосредственностью, тонким душевным лиризмом, огромным тактом, чутким, отзывчивым сердцем – один из наиболее поэтических в советской драматургии. Под обаяние девушки, живущей в ожидании чего-то удивительно хорошего, что непременно должно произойти с нею, подпадают окружающие.
Романтический отсвет – это только одна из граней характера героини. Машенька – вся земная. Чуткая, отзывчивая, она может и защитить память своего отца, и понять непростые отношения, сложившиеся в семье матери.
Эта хрупкая девочка знает цену дружбе и отстаивает свое человеческое достоинство.
В финале произведения перед главными героями встает вопрос, с кем быть Машеньке – с матерью или дедом. Потеря Машеньки для любой из сторон непереносима. “Семейное дело” автор поворачивает так, что оно перестает быть личным делом героев.