Важные особенности драматургии 50-60-х годов

Важной особенностью драматургии конца 50- 60-х годов является то, что на сцене вновь заявил о себе значительный характер, человек труда и подвига.

Дронов – герой пьесы С. Алешина “Все остается людям” (1958) – личность крупная, сильная. Он не просто талантливый ученый, он – мыслитель, философ. Спор Федора Дронова с отцом Серафимом – спор о значимости человеческой личности, о смысле жизни на земле, спор не о бессмертии души, а о бессмертии человека.

Успех, выпавший на долю спектакля, связан, как нам представляется, с воплощением образа акаде­мика Дронова Николаем Черкасовым.

“Бороться и создавать,- горячо убеждает Дронов. До последнего дыхания он творит, мыслит, страстно и непримиримо сражается против философии слабых, против утешительства и примиренчества, полной мерой воздавая должное горению человеческого разума.

Особое место в исканиях художнической мысли занимает ленинская тема. К созданию образа Ленина на сцене обращаются многие драматурги. Ими движет желание приблизить к людям гениального вождя, донести правду о “самом человечном человеке” до сердец все новых поколений, для которых эпоха деятельности Владимира Ильича стала уже историей.

Непревзойденное достижение драматургической Ленинианы — трилогия Н. Погодина, писателя, верного художественному осмыслению принципа историзма.

Пьеса Н. Погодина “Третья, патетическая”, завершающая трилогию о В. И. Ленине, была написана накануне 40-летия Октября. “Эту пьесу… пронизывает трагическое начало болезни и кончины Владимира Ильича Ленина. Отсюда идет название патетической”,- писал драматург.

1922-1923 гг.- остродраматический момент в жизни страны и партии. Показывая гениальность ленинской мысли, исключительную прозорливость вождя при решении трудных государственных проблем, Погодин назначает впереди себя мишень изобразить Ленина “интимно”, но не в традициях семейно-бытовой драмы, а с непременной проекцией в сферу политики и революционной деятельности. Владимир Ильич Ленин присутствует только в четырех из тринадцати сцен, но зритель видит перед собой и страстного политика (заводской мастер, обращаясь к Ленину, говорит: “…мне удивительно, что все свои заметки вы на политику поворачиваете”), и мыслителя-философа (его высказывания об отношении искусства к жизни, о народности искусства, о месте художника в революции), и великого гуманиста.



Важные особенности драматургии 50-60-х годов