Василий Владимирович Быков

Известный белорусский писатель Василий (Василь) Владимирович Быков родился 19 августа 1924 года в деревне Череновщина Ушанского района Витебской области. Писал как на русском, так и на белорусском языках. Прекрасно рисовал. Перед войной начал учиться в Витебском художественном училище, но после отмены в 1940 году стипендий вынужден был бросить училище и идти работать.

Война застала Быкова на Украине: сперва он копал окопы, затем семнадцатилетним юношей попал в армию. Войну прошел взводным лейтенантом.

Сначала – стрелковый взвод, затем

– взвод автоматчиков, взвод противотанковых пушек. Был дважды ранен, награжден боевыми наградами. Под Кировоградом до последнего времени стоял братский обелиск, где была высечена среди погибших и его фамилия.

Тогда и мать получила похоронку, а он попал в госпиталь. Воевал в России, на Украине, затем в Румынии, Венгрии, Австрии.

После Победы еще десять лет прослужил в армии. С 1955 года стал работать в “Гродненской правде” корреспондентом, через год в печати появились его первые рассказы. Василь Быков ведет начало своего писательства с Дальнего Востока, где он служил в армии.

Тогда на Курилах

им были написаны рассказы “Смерть человека” и “Обозник”. Война станет практически единственной темой Быковского творчества. Лишь в конце жизни он опубликовал несколько незначительных вещей, посвященных иным темам.

Уже первые его военные повести “Журавлиный крик” (1960), “Третья ракета” (1962), “Фронтовая страница” (1963), “Альпийская баллада” и “Западня” (обе – в 1964) сделали его одним из ведущих писателей фронтового поколения. А опубликованная в “Новом мире” повесть “Мертвым не больно” хоть и была подвергнута самой сокрушительной официозной критике, но принесла ему уже мировую славу.

Василь Быков высоко оценивал свой “новомировский период” и дружбу с великим поэтом и редактором Александром Твардовским. В семидесятые годы, когда общий поток фронтовой прозы пошел на убыль, Василь Быков становится “последним окопным летописцем”, не собираясь менять тему и забывать о трагедии военных лет. Да и повести “последнего окопника” стали, воистину, классическими в русской литературе: “Сотников” (1970), “Дожить до рассвета” (1973), “Волчья стая” (1975), “Его батальон” (1976), “Пойти и не вернуться” (1978).

Василь Быков, живя в Белоруссии, хорошо зная и характер белорусов, и родные места, единственно, что позволил себе в своей военной прозе – отойти от прежней реальности фронта, от своих фронтовых ощущений и, начиная с повести “Пойти и не вернуться”, передать боевой характер партизанского края. Так появились повести уже о партизанской войне в Белоруссии.

Далее последовали “Знак беды” (1982), “Карьер” (1986), “В тумане” (1987), “Облава” (1990), “Стужа” (1993). Писатель обращается к трагическим для белорусского крестьянства тридцатым годам. Впрочем, фронтовая и деревенская проза в русской литературе послевоенного периода, как правило, взаимосвязаны, тесно переплетены.

Был награжден многими государственными наградами и премиями советского периода. По приглашению Международного ПЕН-центра Быков пять лет прожил за границей – в Финляндии и Германии, и затем по личному приглашению президента Чехии Вацлава Гавела приехал в Чехию на лечение. После заграничной поездки Василь Быков вернулся на родину, в Белоруссию, где скоропостижно скончался 22 июня 2003 года – в очередную годовщину начала Великой Отечественной войны, теме которой писатель посвятил всю свою литературную жизнь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Василий Владимирович Быков