Васильев Б. Л. биография



ВАСИЛЬЕВ, БОРИС ЛЬВОВИЧ (1924 – 2013), русский писатель. Родился 21 мая 1924 в Смоленске. Сын кадрового офицера; мать – из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка “чайковцев” и “фурьеристских” коммун в Америке.

Ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса, в 1943, после контузии, направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив ее в 1948, работал на Урале.
Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии Танкисты; готовившийся в 1955 спектакль по ней под названием Офицеры по цензурным

соображениям был снят). Увлечение сценой, свойственное Васильеву с детских лет, проявлялось и в создании пьес Стучите и откроется (1955), Отчизна моя, Россия… (1962, совм. с К. И. Рапопортом), сценариев ряда кинофильмов (Очередной рейс, 1958; Длинный день, 1960, и др.) и телевизионных передач. Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести А зори здесь тихие… (1969), инсценированной (1971) и экранизированной (1972, реж. С. И. Ростоцкий; Государственная премия СССР, 1975), определившей основную тему (несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских
образах, – и войны) и тональность творчества писателя (трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью “силы”, сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией “положительных” образов и сюжетным мелодраматизмом).

В обозначенном русле лежат и другие произведения Васильева, тематически обращенные прежде всего к военным и предвоенным годам, а в концептуальном плане выдвигающие на первый план этические проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга и искреннего чувства в их противостоянии циническому прагматизму, шкурничеству и официальному догматизму (повести Иванов катер, 1967, опубл. 1970; Самый последний день, 1970; В списках не значился, 1974; Завтра была война, 1976; рассказы Ветеран, 1976; Великолепная шестерка, 1980; Встречный бой, 1979; Кажется, со мной пойдут в разведку, 1980; Вы чье, старичье?, 1982, Неопалимая купина, 1986; роман Не стреляйте в белых лебедей, 1973). Светлые образы девушек, соединивших в себе неистовое правдолюбие и стойкость народоволок (Женя из повести А зори здесь тихие…, Искра из повести Завтра была война и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести В списках не значился и др.), цельные и чистые образы современников (как на войне – старшина Васков, лейтенант Плужников, так и в мирное время – Егор Полушкин, деревенский “придурок”, “бедоносец”, стоящий в одном ряду с традиционными в русской литературе, от Ф. М. Достоевского до В. М. Шукшина, “святыми” чудаками, гибнущий в борьбе с браконьерами, покушающимися в корыстных целях на жизнь природы) в той или иной мере (и зачастую в повторяющейся художественной манере) проводят принципиальную для Васильева мысль о ложности и опасности для человека насильственных вторжений в естественный и прекрасный ход бытия. Психология во многом типичного для поколения Васильева соотечественника – сына бурной и неоднозначной эпохи – раскрывается в автобиографической повести писателя Летят мои кони (1982).

Искания и пути российской интеллигенции в контексте отечественной истории 19-20 вв. – основное содержание романов Были и небыли (1977-1980), И был вечер, и было утро (1987), Вам привет от бабы Леры… (1988), Утоли моя печали (1997), Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998), во многом построенных на фактах коллективной биографии семьи самого Васильева. Проблемы “смутного времени” (исторического “тупика” и поиски выхода из него) – центральные в исторических романах Васильева Вещий Олег (1996) и Князь Ярослав и его сыновья (1997). Сходные вопросы поднимает писатель и в своих многочисленных публицистических статьях 1980-1990х годов, призывающих к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в “перестроечных” политических акциях).

В 1997 писатель был удостоен премии им. А. Д. Сахарова “За гражданское мужество”.
Скончался в Москве 11 марта 2013 года.

Васильев Борис Львович (р. 1924 – 2013), прозаик, драматург.
Родился 21 мая в Смоленске в семье военнослужащего. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках.
После войны окончил Военную академию бронетанковых войск (1948), служил в армии, был инженером-испытателем транспортных машин на Урале. Литературный дебют Б. Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса Офицер, затем следующие – Стучите и откроется (1939), Отчизна моя, Россия (1962).
В 1969 в печати появляется повесть А зори здесь тихие, принесшая автору широкую известность. Повесть была инсценирована, а в 1972 на экраны вышел одноименный фильм, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль.
Следующие произведения Б. Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя: повесть Самый последний день (1970); роман Не стреляйте белых лебедей (1973); роман В списках не значился (1974). Все три произведения были экранизированы, Перу Б. Васильева принадлежат исторический роман Были и небыли (1977 – 80), автобиографическая повесть Летят мои кони… (1982), книги Неопалимая купина (1986) и И был вечер, и было утро (1987).
В 1991 выходят две повести Капля за каплей и Карнавал, в следующем году – новое произведение – Дом, который построил дед, в 1990 – очерк Есть такая профессия. Недавно закончил новый исторический роман Ярослав и его сыновья, посвященный времени Александра Невского. В настоящее время работает над произведением Утоли моя печали.
Скончался в Москве 11 марта 2013 года. Борис Васильев (1924 – 2013) родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец – Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии – Красной и Советской армии.

Мать – Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка “чайковцев”, проходили по “процессу 193-х”, участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. Супруга – Поляк Зоря Альбертовна.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе “с детства переплелись в его сознании”. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Р. Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.
После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана.

В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.
Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса “Танкисты” (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием “Офицер” была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии. Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению “сверху” набор “Офицера” в журнале “Театр”, руководимом известным драматургом Н. Ф. Погодиным.
Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросает драматургию: его пьеса “Стучите и откроется” в 1955 году поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно по приглашению Н. Ф. Погодина он посещает сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы “Очередной рейс” (1958), “Длинный день” (1960) и др. И все же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно.

Ему приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН (“Клуб веселых и находчивых”), сочинять подтекстовки к киножурналам “Новости дня” и “Иностранная хроника”…
Первая книга писателя – сборник сценариев “Клуб веселых и находчивых” (М., 1968), в котором он выступил составителем и автором вступительной статьи.
Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева “Иванов катер” (1967): А. Т. Твардовский принял повесть для публикации в “Новом мире”. Oна почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году (№ 8-9). К этому времени в журнале “Юность” (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора – “А зори здесь тихие…”.

Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. “Зори…” многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году популярный одноименный фильм.
Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях “В списках не значился” (“Юность”, 1974, № 2-4); “Завтра была война” (“Юность”, 1984, № 6), в рассказах “Ветеран” (“Юность”, 1976, № 4), “Великолепная шестерка” (“Юность”, 1980, № 6), “Вы чье, старичье?” (“Новый мир”, 1982, № 5), “Неопалимая купина” (“3намя”, 1986, № 2) и др.
В 1993 году подписал “Письмо 42-х”.
Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова “Апрель”, международной литературной премии “Москва-Пенне”, премии Союза писателей Москвы “Венец”, Российской академии кинематографических искусств “Ника” – “За Честь и Достоинство”. Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств “Ника”.
Награжден орденами “За заслуги перед Отечеством” II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Скончался в Москве 11 марта 2013 года.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Васильев Б. Л. биография