“Ванина Ванини”, художественный анализ новеллы Фредерика Стендаля

Семилетнее пребывание в Италии, наличие двух друзей-карбонариев и начавшееся в 20-х годах XIX века преследование сторонников национального освободительного движения не могло не отразиться в творчестве Стендаля. Новелла “Ванина Ванини” стала литературным мостиком между реальностью и вымыслом, историей и фантазией. В ней писатель проявил себя и как невероятный романтик, и как уже зарождающийся реалист.

Сочетание двух литературных направлений позволило Стендалю показать внутреннюю трагедию двух молодых людей, охваченных разнонаправленными

страстями: любовью к человеку (княжна Ванина Ванини) и любовью к Родине (бедный карбонарий Пьетро Миссирилли).

Сюжет новеллы основан на реальном историческом событии – борьбе венты (одной из ячеек организации по освобождению Италии от иностранного владычества) карбонариев и ее гибели. Движущей силой сюжетой явился человеческий (женский) характер – страстный, гордый, желающий добиться своего любой ценой.

Композиция новеллы – классическая для романтических произведений данного жанра. В начале дается экспозиция – бал во дворце герцога Б., во время которого читатель знакомится с красавицей-княжной

Ваниной Ванини и узнает новость о побеге из тюрьмы Святого Ангела одного из заключенных. Предзнаменованием будущих событий становится ответ главной героини на вопрос племянника губернатора – Ливио Савелли о том, кто бы мог понравиться ей: “Молодой карбонарий…

По крайней мере он что-то совершил, а не только дал себе труд родиться” . Завязкой сюжета служит взаимная влюбленность главных героев – Ванины Ванини и Пьетро Миссирилли, показанная в развитии и снабженная как описанием характеров персонажей (гордая, честолюбивая, страстная, презрительно относящаяся к людям, стоящим ниже ее по духовному развитию – Ванина и обладающий сильно развитым чувством собственного достоинства – Пьетро), так и психологией развития отношений (первоначальная холодность княжны, дружеское обращение карбонария, специально не говорящего о любви, чтобы разжечь страсть в душе девушки, быстротечная ненависть Ванины, закончившаяся вспышкой любовного признания).

Страстность, лежащая в основе характеров главных персонажей, обусловлена их национальностью – горячей, южной итальянской кровью. Подобная социальная детерминированность указывает на реалистичность художественных образов, но во всем остальном герои остаются романтиками. Характер Ванины Ванины практически не претерпевает изменений: охваченная страстью она готова на все ради любимого – поддержать его деньгами и оружием, погубить ради него свою честь, послать на смерть его друзей и спасти его от неминуемой смерти.

Пьетро Миссирилли не столь статичен в своем отношении к жизни: любовь к прекрасной княжне становится всего лишь промежуточным этапом в его “карьере” карбонария – человека, отдавшего свое сердце на служение Родине. Поняв, что мысли, устремленные к любимой женщины, мешают его политическим начинаниям, Пьетро постепенно отдаляется от Ванины, а когда его последняя вента оказывается преданной, он и вовсе решает, что причина всех его неудач – в греховности подобной любви.

Конфликт новеллы обнаруживается в предательстве Ванины Ванини, совершенном во имя любви: желая привязать Пьетро к себе, она сдает его товарищей по оружию кардиналу-легату, обнаруживая тем самым полнейшее безразличие к личным и духовным интересам своего возлюбленного. Развязка конфликта, кажется, длится бесконечно: Ванина Ванини мучается угрызениями совести; приходит в ужас от того, что ее замысел пошел во вред Пьетро, решившего сдаться и быть вместе со всеми; пытается узнать последние новости о судьбе молодого карбонария; расставляет в ключевых местах своих людей (в доме губернатора и тюрьме Святого Ангела); шантажирует Савелли-Катанцару смертью, чтобы спасти любимого. На решающем свидании в тюремной часовни Ванина Ванини признается Пьетро в совершенном, но оказывается брошенной еще за долго до роковых слов: даже не зная о том, что сделала его возлюбленная, карбонарий уже понял всю тщетность попыток совместить любовь к женщине с любовью к Родине, заменить же одну на другую он не мог никогда.

Заканчивается новелла, как и положено этой жанровой форме, неожиданно: в то время как Пьетро ведет себя, как отчаянный патриот, готовый убить любимую женщину за предательство товарищей и Италии, Ванина Ванина – неизменно страстная и готовая пойти на все ради своего возлюбленного, возвращается в Рим и выходит замуж за Ливио Савелли. Ее страстная мольба к Богу и данный романтический обет – покарать предателя (то есть, саму себя) взамен на спасенную жизнь Пьетро – остается невыполненным. Тем самым Стендаль вновь утверждает Реалистическое начало действительности, в которой Ванина Ванини любит лишь до тех пор, пока ей есть за что сражаться.

Проиграв на “поле чувств”, она вновь возвращается в привычное ее сословию состояние благовоспитанной девушки, выбравшей наиболее выгодную партию среди женихов (Ливио – племянник губернатора Рима и министра полиции). О судьбе Пьетро Стендаль не говорит ничего, да это и не нужно, поскольку главный герой все сказал о себе сам: он будет либо сражаться за свободу Италии, либо закончит свою жизнь в тюрьме. Другой судьбы у молодого патриота нет!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Ванина Ванини”, художественный анализ новеллы Фредерика Стендаля