«В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства» М. Ю. Лермонтов

(по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века)

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.

И. Гете

План

I. Тема войны в творчестве советских писателей.

II. Проблема выбора в экстремальных условиях в произведениях В. Быкова.

1. Контрастность, парность и противостояние героев в повести «Сотников».

2. Героизм, основанный на самопожертвовании.

3. Беглецы концлагеря — Иван и Джулия из «Альпийской баллады».

4. Суровое прошлое «русского Ивана».

5. «Искра

геройства» обыкновенного человека.

III. Шанс человечества сохранить свой вид.

Советские писатели очень часто в своих произведениях обращались к теме войны. Честь, совесть, долг, достоинство — вот те нравственные ипостаси, на которых держится человечество. Именно в экстремальных условиях и раскрывается личность, это своеобразная проба человека на прочность его жизненных принципов.

В обычной, повседневной жизни не всегда во внешне неприглядном человеке можно увидеть героя, да и сам человек не осознает значимость своей личности.

В. Быков — писатель, который ставит перед своими героями проблему

выбора: жизнь и бесчестие или смерть с высоко поднятой головой. Таковы повести «Сотников» и «Альпийская баллада».

Повесть «Сотников» построена на контрасте, парности и противостоянии героев. Сотников и Рыбак — партизаны, отправившиеся на задание: им поручено раздобыть продовольствие для обессилевшего партизанского отряда. Даже внешне статный Рыбак выгодно отличается от слабосильного Сотникова. Кажется, что именно Рыбак — настоящий герой, ведь он не бросает раненого Сотникова, помогает ему нести оружие.

Однако, оказавшись в плену, он первый ломается. Ему отчаянно хочется жить! Рыбак думает, что сможет обмануть фашистов, прикинувшись покорным и сломленным.

Предав один раз, Рыбак предает еще и еще: ему приходится стать палачом своего товарища. Каждый сделал свой выбор. У Рыбака его мнимая хитрость обернулась предательством и тупиком — недаром, мучимый угрызениями совести, он пытается покончить жизнь самоубийством.

Сотников же выбирает смерть, стараясь спасти других людей. Он оказывается психологически сильнее Рыбака. В памяти мальчишки, которому одними глазами улыбнулся Сотников перед казнью, тщедушный, но несломленный человек останется духовно красивым.

Казнь Сотникова не изображена пафосно. В. Быков показывает, что героизм свойственен любому обыкновенному человек, способному к самопожертвованию. Героический поступок — не позерское самолюбование, а честное исполнение своего долга перед людьми и Родиной.

Герои повести «Альпийская баллада» — узники фашистского концлагеря — готовы если «умереть, так с музыкой»: подорвать неразорвавшуюся авиабомбу вместе с гитлеровцами. Воспользовавшись замешательством охраны после взрыва, Иван Терешка, попавший в плен советский солдат, совершает побег. Итальянка Джулия, тоже узница концлагеря, присоединяется к Ивану и проходит тяжелый путь через Альпы. Иван добывает хлеб, делится им с Джулией и даже с преследовавшим их сумасшедшим узником, грозившимся их выдать фашистам.

В. Быков наделяет своего героя Ивана чувством собственного достоинства, которое является движущей силой его поступков: он не может терпеть унижения от фашистского офицера-охранника и еще до взрыва авиабомбы бьет его, ожидая в ответ пулю.

Жизнь к Ивану сурова. Его отец умер от голода. Иван с детства стал кормильцем семьи. Он видел несправедливости, ссылки в Сибирь, аресты невинных людей в годы репрессий, но это не обозлило Ивана, не сделало черствым.

Он знает жестокую правду своей страны, но не может объяснить ее своей спутнице: «Можно было представить себе, как восприняла бы Джулия его правду, высказанную без обиняков, могла ли она понять всю сложность того, что происходило в его стране?».

Отвечая на вопросы Джулии о жизни в Советской России, ссылках в Сибирь, Иван говорит: «Все было. Старое ломали, перестраивали — нелегко это далось. С кровью.

И все же нет ничего милее, чем Родина».

В минуту опасности Иван спасает свою любимую, бросая ее с обрыва в снег перед тем, как свора концлагерных собак, преследовавших беглецов, растерзала героя.

Как и Сотников в одноименной повести, Иван Терешка лишен позерства, он обыкновенный человек, поставленный в экстремальные условия. «Искра геройства» в нем сопряжена с чувством самопожертвования.

Человечеству дан шанс сохранить свой вид ценой жертвы отдельных сильных духом личностей, как Иван Терешка и Сотников, как многие другие безымянные герои, пожертвовавшие собой.

Жизнь становится победительницей в поединке со смертью! И недаром В. Быков заканчивает повесть «Альпийская баллада» эпилогом-письмом Джулии и ее с Иваном сына. Остаются продолжать незавершенные героями дела мальчишки, будущее которых защитили обыкновенные люди, с «искрой геройства», разгорающейся «в важные эпохи жизни».


«В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства» М. Ю. Лермонтов