В. В. Маяковский-сатирик

Во вступлении в поэму «Во весь голос» поэт, характеризуя своих «страниц войска», так говорил о сатире:

Оружия
любимейшего
род,
Готовая
рвануться в гике,
Застыла
кавалерия острот,
Поднявши рифм
отточенные пики.

Сатира всегда была для поэта «любимейшим родом оружия». При помощи сатирических образов до революции он сражался с миром «сытых». Теперь объект ее стал другим.

Маяковский видел несовпадение своего идеала общества и человека с тем, что существует. Самым страшным врагом для него был

тот, кто не понимал вселенских задач революции и просто пользовался ее достижениями — мещанин. «Совмещанин» имитирует гражданственность, подменяя ее трескучими словами. Это приводит к опошлению идеи, которой Маяковский посвятил себя.

Для него мещанство оскорбительно, поэтому так резка и уничижительна его сатира.
Написанное в конце Гражданской войны стихотворение «О дряни» () уже рисует нового чиновника. Оценки поэта безжалостны: мещанин — «дрянь», «мразь», «мурло». Предметно-бытовая детализация (пианино, самовар, «тихоокеанские галифища», платье с серпом и молотом) подчеркивает

опошление революции теми, кто «засели во все учреждения».

Гротескный прием оживления портрета Маркса указывает на авторскую позицию.
Мещанин, попадающий из уютной комнаты в кабинет чиновника, остается мещанином. Подмена гражданской позиции словами идет на всех уровнях. На службе производительный труд подменен заседаниями. Об этом стихотворение «Прозаседавшиеся» ().

Гиперболизация, фантастический гротеск, используемые Маяковским в этом произведении, направлены на предельное обострение абсурдности чиновничьих занятий. Противоречие между предметом заседаний и их количеством заостряется до предела. Расхожая фраза «столько дел, хоть разорвись» реализуется буквально.


В. В. Маяковский-сатирик