В. Уитмен. Сборник “Листва травы”, ее ведущие темы и мотивы

“Песня о себе” – программное произведение поэта. Обращение к свободному стиху (верлибру)

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности поэзий У. Уитмена, их новаторский характер, своеобразность и эстетичную ценность; развивать навыки анализа лирических произведений, высказывание своих суждений и их обоснование; воспитывать эстетичные вкусы, стремление к познанию мира и себя в нем.

Оборудование: портрет поэта, сборник его произведений, иллюстрации к нему; изображение американских краеведов.

Тип урока:

комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. “Литература становится великой лишь тогда, когда она оказывает содействие росту человеческих добродетелей, служит благу масс, если через нее люди раскрываются друг перед другом как братья”,- писал В. Уитмен. Поэт усматривал свою обязанность в том, чтобы обессмертить каждое существо, предмет, даже самый незначительный. Защищая собственную уникальность, он отстаивал уникальность другого человека. И все это вместе составляло обоготворение жизни как единственной, неповторимой целостности.

Постигнуть

вершины и глубины поэзии Уитмена, ее философию мы попробуем сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Актуализация опорных знаний

Литературный диктант.

Примечание. Письменно, каждый правильный ответ – 1 балл, проверяется в парах под руководством учителя.

1. В какое время и где жил и создавал Уолт Уитмен? (II половина XIX столетия, в США)

2. Из какой семьи походил? (Ремесленников, отец – плотник)

3. Какое образование получил? (Школьное неполное)

4. Назовите три его основных профессии. (Печатник, редактор, учитель)

5. Как называется главная книга В. Уитмена? (“Листва травы”)

6. Сколько изданий выдержала эта книга? (Девять)

7. Кем считали американцы Уитмена? (Своим пророком)

8. Какое философское учение больше всего повлияло на Уитмена? (Трансцендентализм)

9. Какой стих Уитмен посвятил своему кумиру – президенту Линкольну, откликнувшись на его трагическую гибель? (“О, капитан мой, капитан!”)

10. Каким стихотворным размером пользовался Уитмен? (Верлибром)

11. В чем заключалось гражданское сознание, гуманизм поэта во время Гражданской войны в США? (Служил в военном ведомстве, помогал в госпиталях, рискуя здоровьем)

12. Когда Уолт Уитмен достиг наиболее громкой славы? (Когда поэта уже не стало.)

V. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

Все в ней было непривычным – тематика, образы, характер, стихосложение, а главное – могущественная, титаническая, всесильная фигура поэта. В ней переплелись романтические и реалистические, натуралистические и символистские тенденции. Это – дело жизни Уолта Уитмена, сборник “Листва травы”. Откуда такое странное название?

Если вы не видели листвы у травы, то, возможно, просто невнимательно вглядывались, не сливались душой с природой? Ведь листва травы – реальность “трансцендентная”.

Одно из лучших произведений поэта – “Песня о себе”.

Лирический герой сознает собственную причастность ко всему, что происходит, чувствует себя каплей “океана толпы”. Сливаются воедино его судьба, судьба нации, исторический опыт человечества.

2. Выразительное чтение отрывков со сборника В. Уитмена “Листва травы”.

3. Словарная работа. Объяснение малознакомых слов по вопросам учеников

4. обмен впечатлениями от прочитанного

5. эвристическая беседа

– Почему поэт слышит именно песни, осматривая жизнь трудовой Америки?

– Есть ли красота, по вашему мнению, в работе обычных тружеников?

– Можно ли, по вашему мнению, быть счастливым, не занимая заметного места в обществе?

– В чем, по мнению автора, заключается гармония Вселенной? Какую роль сыграет в ней человек?

– Как поэт объясняет, что такое “трава”? Разделяете ли вы такую мысль?

6. Самостоятельная работа. Составление тезисов по учебнику (или по лекции учителя) об особенностях поэтического творчества Уитмена

7. Работа в тетрадях.

Ученики записывают в тетради определения верлибра.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Мини-исследование

Учитель. Прокомментируйте высказывание У. Уитмена: “Читатель всегда должен брать на себя свою частицу работы – в той же мере, с которой я выполняю свою. Я стремлюсь не так утвердить или же развить ту или иную тему, как ввести тебя, читатель, к атмосфере этой темы, этой мысли, чтобы ты сам осуществил оттуда свой полет”.

VII. Домашняя задача.

Выучить наизусть несколько отрывков из поэзий У. Уитмена (по желанию), уметь анализировать произведения поэта.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

– Для меня поэзия Уитмена открыла…

– Меня поразило…

– Я думаю, что “Листва травы” – это…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В. Уитмен. Сборник “Листва травы”, ее ведущие темы и мотивы