“В ресторане”, сочинение по произведению Блока
Несмотря на лаконичность стихотворения, как по его объему, так и по смысловой нагрузке, оно является одним из сложнейших произведений А. Блока. В 1910 году литературный мир обогатился еще одним шедевром в исполнении Александра Блока. Стопа у стихотворения “В ресторане” – трехсложная с ударением на третьем слоге, размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.
Автор использует много символических иносказаний. Например, место у окна часто становится у Блока границей между миром гармонии и низменности человеческих инстинктов.
Двоякая реальность (сновидение все происходящее или нет) – это отражение желаний подсознания, которое дает возможность рассмотреть тайны, сокрытые в душе.
О чем же это стихотворение, написанное в присущей Блоку, как никому другому, символической манере? С первого поверхностного прочтения – это рассказ о нечаянной встрече мужчины и женщине “в переполненном зале” ресторана. Женщина была со спутником, но герой делает вызов, посылая ей, как знак внимания, черную розу. Герой говорит, что никогда не забудет
В целом пронизывает обстановка вульгарного заведения, свободных нравов и неприкрытой пошлости. Вот что максимум донесет это произведение простому обывателю, пробежавшему беглым взглядом по 6 строфам.
Более глубокое вникание нарисует перед вами иную картину. Читая первое четверостишье, кажется, что у героя не так давно случилось в жизни какое-то потрясение и, скорее всего, – любовное. Может его ухаживания были отвергнуты, может он расстался с подругой или имела место измена – вот что чаще всего повергает в мучения и душу, и мысли и сердце.
За успокоением душевных ран герой пришел в ресторан, в котором каждый прихожий преследует свою цель, это такое место, где никому ни до кого нет дела.
Герой уже в беспамятстве оказывается в ресторане и здесь ему становится спокойнее. Он не один, но в то же время наедине с собой. Громкая музыка, пение и крики остаются на втором плане, он слышит лишь то, что хочет: “пели смычки о любви”.
Но в какой-то момент взгляд его останавливается на женщине, которая отвлекает его от душевных терзаний. Герой схватился за этот островок спасения и, несмотря на то, что дама была со спутником, посылает к ее столику черную розу.
Женщина приняла подарок со всей присущей ей надменностью, избалованностью мужским вниманием, уверенная в собственной неотразимости… Она полагала, что это очередной ухажер, но что-то в этом человеке заставило ее проникнуться к нему. Женщина внезапно оказалась на одной волне с ним, и слышала не гомон вульгарного веселья, а, как и он, пение смычков. Это заставило задрожать ее пальцы, руки.
Все тело вдруг затрепетало, ей стало не по себе. Она испугалась такого наваждения и поспешила удалиться из зала. Удаляясь, она бросала ему взгляды, желая, чтобы они были замечены мужчиной, вызвавшим в ней такую искреннюю симпатию.
Автор оставляет читателя в неведении, что же дальше? Продолжилось ли знакомство этих людей, или они разошлись, как в море корабли. И что же все-таки это было: ведение или реальность? Хоть эти герои и оказались в таком неприглядном месте, но от них веет надеждой, они не сломлены и видят смысл в своих жизнях.
Мужчина понимает, что ночной ресторан – способ забыться, а для женщины – произошедшая ненароком встреча стала билетом в новую жизнь, о которой раньше ее предположения были весьма скептическими.
Если основываться на фактических материалах из жизни А. Блока, то можно предположить, что такой отпечаток в его жизни могла оставить звезда питерской богемы художница и актриса Ольга Судейкина (Глебова). Он с ней был знаком с детства, а во взрослой жизни их воссоединяли различные театральные премьеры, литературные вечера и многочисленные общие друзья. Но никогда Блок не воспринимал ее как свою пассию.
А если учесть тот факт, что его жена и муза – Любовь Менделеева изменила, ушла к А. Белому и родила ребенка, то складывается вся картина, изложенная в этом стихотворении.