В. П. Катаев

В солнечной Одессе – шумном приморском городе, где на улицах крепко пахло просмоленными канатами и свежей камбалой, а в порту от зари до зари визжали лебедки, громоздились ящики с товарами и мешки с пшеницей – ведь Одесса торговала со всем Черноморским побережьем, – здесь, в этом южном городе, 28 января 1897 г. родился Валентин Петрович Катаев, здесь прошли детство и юность писателя. Здесь он стал свидетелем революционных событий 1905 г., а в октябре 1917 г. юноша естественно и органично оказался на стороне революции “с матросней, с кавалеристами в буденовках”, пошел работать в большевистские газеты, разъезжал в агитпоездах, выступал на митингах как поэт и пропагандист. Об этом В. Катаев рассказал в новеллах 1920 – 1921 гг. “В осажденном городе”, “Золотое перо”, “Железное кольцо”.

А в 60-х годах – в повести “Трава забвения”. “…Чудесное, незабываемое, героическое, молодое время!.. – вспоминал писатель. – Свистит буйный ветер революции.

Холодно. Голодно… И вместе с тем как работалось!

” Герой первых рассказов В. Катаева – “романтик, влюбленный в Октябрьскую революцию” – переходит в новые его произведения, написанные уже в Москве, куда писатель переехал с юга в 1922 г. и где начал работать в сатирических журналах.

Обличению духа собственничества, осмеянию воинствующего мещанина, его ничтожного “идеала счастья” посвятил В. Катаев целое десятилетие (1923 – 1932): фельетоны, рассказы “Вещи”, “Ножи”, юмористический роман “Растратчики”, комедии “Дорога цветов”, “Миллион терзаний” и др. Именно в эти годы писателя связала творческая дружба с В. В. Маяковским. Тогда же написана была В. Катаевым комедия “Квадратура круга” (1928), где писатель весело рассказал о комсомольцах, перестраивающих свои отношения, свой быт на новых началах.

В дни первых пятилеток писатель сразу уловил боевую атмосферу строек социализма. Здесь он нашел своего нового героя – рабочего-созидателя – и показал его в романе “Время, вперед!” (1932). Начиная работу над романом, писатель побывал на многих стройках – на Ростсельмаше, на Днепрестрое и у горы Магнитной на Урале, где вырастал металлургический гигант.

В. Катаев увидел вновь революцию в наступлении. Поэтому так взволнованно, так лирично написан роман “Время, вперед!

“, рассказывающий, как воля коммунистов, воля трудовых людей меняла облик страны: “Все тронулось с места, все пошло”. К концу 30-х годов уже ощутимо нависла над Советским Союзом угроза второй мировой войны. В. Катаев обратился к героико-патриотической теме, и его повесть “Я, сын трудового народа” (1938) прозвучала как присяга на верность родной земле. В дни Отечественной войны писатель – фронтовой корреспондент газет “Правда” и “Красная звезда”.

Он становится свидетелем ряда крупных сражений – на Волоколамском направлении, под Ржевом, на Орловско-Курской дуге, под Яссами и др. Так рождается цикл военных новелл – “Флаг”, “Виадук”, “Новогодняя ночь”, “Отче наш” и две повести – “Жена” (1943) и “Сын полка” (1945).

В суровые дни боев, в разгар жесточайших схваток с фашизмом солдаты одной из артиллерийских батарей находят огромный запас душевного тепла и нежности для маленького пастушонка Вани Солнцева, обездоленного войной. Сначала это проявляется в стремлении сберечь, защитить юную жизнь от гибели; затем возникает желание сделать ребенка счастливым, дать ему столько радости, сколько это возможно в обстановке тяжелых, непрекращающихся боев. И наконец, солдаты понимают, что их долг перед сыном полка – это воспитать его стойким, отважным сыном Родины. Повесть “Сын полка” была переведена на множество языков мира.

Итальянская газета “Унита” отнесла героя этой повести к числу лучших персонажей мировой детской литературы. Основное место в творчестве Валентина Катаева занимает цикл романов, носящих общее название “Волны Черного моря”.

В него входят четыре произведения, написанные в разные годы: “Белеет парус одинокий” (1936), “Хуторок в степи” (1956), “Зимний ветер” (1960 – 1961) и “За власть Советов!” (1948 – 1951). Романы охватывают бурное сорокалетие, начатое революцией 1905 г. и завершенное победой над фашизмом в 1945 г. Все части эпопеи связаны воедино: их тема – непрерывно развивающаяся победоносная революция, место действия – Одесса ; герои – мужественные борцы за власть Советов.

К циклу романов о героической Одессе органично примыкает “парижская” повесть Валентина Катаева “Маленькая железная дверь в стене” (1964), в которой художник обращается к истокам русской революции. Он рассказывает о пребывании Человека в Париже, о человекской партийной школе в Лонжюмо. Катаев как бы приоткрывает маленькую дверь в прошлое.

Перед читателем предстают картины буржуазной Франции, а по улицам Парижа, в гуще народной толпы, ходит человек, с именем которого вскоре будет связан крутой поворот в истории человечества. Образ Человека предстает в книге как воплощение грядущей революции. Во второй половине шестидесятых годов В.

Катаевым написан цикл лирико-документальных повестей: “Святой колодец”, “Трава забвения”, “Кубик” а в 1972 г. – роман “Волшебный рог Оберона”, в котором писатель, вновь возвращаясь к воспоминаниям детства, обрисовал ту среду демократической трудовой интеллигенции, “пролетариев в воротничках”, к которой принадлежала его семья. В этом романе-воспоминаниях художник говорит о предощущении грядущей революции, об ожиданиях коренных перемен. Огромный жизненный опыт свидетеля и участника нашей героической эпохи, вдохновенный труд взыскательного художника – все это определяет творческую силу произведений В. П. Катаева.

Жизнерадостность, лиризм и добрый юмор – характерные черты его книг.

В. П. Катаев по праву принадлежит к славной когорте зачинателей новой литературы, литературы, “овеянной октябрьскими бурями”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

В. П. Катаев