В образе Най-Турса ярко выражено героическое начало

Война требует от человека умение убивать, но, по верному замечанию Б. Соколова, “булгаковский интеллигент убить, способен только в воображении”. В романе Алексей турбин нечаянно убивает одного из преследовавших его петлюровцев. Но не может в это поверить. Это “негероический” герой.

Но ведь это – одна из новаторских характерологических идей Чехова в области драматургии. С образом Алексея Турбина в романе связано лирическое начало.

Автор приобщает читателя к его строю мыслей, пронизанных сочувствием к человеку, у которого

отнята благодать. ” был мирный свет сальной свечки в шандале. Был мир, и весь мир убит”, – эти слова Турбина передают восприятие гражданской войны самим Булгаковым, чей фронтовой опыт позволил ему выстрадать истину: только в мирном течении жизни возможно полное торжество добра и правды. По мнению булгаковедов, характер Алексея Турбина в романе лишен определенности.

Понятие “человек-тряпка” содержит признаки – “пассивный”, “безынициативный”, “бездеятельный”. Но при этом забывается, что в некоторых своих проявлениях герой “Белой гвардии” активен и деятелен. Алексей,

по выражению Николки, – “на митинге незаменимый человек” , талантливый оратор, его застольная речь о предательстве украинского правительства и дезорганизации армии “зажигает” слушателей.

Свое намерение защитить Город он доказывает не только на словах, но и на деле – поступает в полк Малышева. В характере Турбина трудно выделить доминанту, в нем совмещается несовместимое – энергичность и бесхарактерность, энтузиазм и безволие.

Полковник Малышев – опытный кадровый военный, обладающий, в отличие от Турбина, сильным, волевым характером. Но в нем есть и Турбинская черта – любовь к людям, жалость к детям в военной форме, обреченным на гибель. Этим качеством наделен и Най-Турс, причем в его характере оно сочетается с доминирующей чертой – самотверженостью.

Малышев, любя, отправляет домой юнкеров. Най-Турс отдает за них жизнь, прикрывая отступление “воинства” под предводительством Николая Турбина. Очевидно контрастное соотношение образов Алексея Турбина и Най-Турса.

Красноречие Турбина правопоставлено лаконичности Ноя. Алексей не всегда способен безошибочно ориентироваться в ситуации, по натуре он исполнитель, а не командир. Най-Турс обладает железной волей, что подчеркивается при помощи портретной детали: “Траурного глаза Най-Турса была устроена таким образом, что каждый, кто не встречался с прихрамывающим полковником с вытертой георгиевской ленточкой на плохой солдатской шинели, внимательнейшим образам выслушивая Най – Турса”.

Он наделен исключительным организаторским талантом. ”Часть полковника Най-Турса была странная часть.” Огромным на фоне всеобщей дезорганизации кажется нормальное: ”Все, кто видел ее, она поражала своими валенкам. Валенки это военный трофей, добытый Най-Турсом в бою со штатной сволочью”

В истории с валенками, во-первых, отражено кризисное состояние аппарата командование белой гвардией, во – вторых, раскрываются тактические секреты Най-Турса – он идет к цели на прямик, устраняя с пути любые препятствия, в том числе и законы субординации. Гибель Най-Турса – это мученический подвиг. В пророческом сне Алексея Турбина предсказано обретение Най-Турсам благодати вечной жизни в райских селениях: “Он был в странной форме: на голове святозорный шлем, а тело в кольчуге, и опирался он на меч длинный, каких нет уже ни водной армии со времен крестовых походов.

Райское сияние ходило за Наем облаком”.

Однако новый образ не только вобрал в себя черты трех характеров – красноречие доктора Турбина, способность в решающийся момент взять на себя ответственность и “командирское сердце” полковника Малашева, самоотверженность и железную волю Най-Турса.

С каждым из романных прототипов связано определенное направление сюжетной линии Алексея Турбина в драме: с образом доктора Турбина – введение судьбы героя в историю семьи Турбиных. С фигурой полковника Малышева – кульминационный эпизод роспуска юнкеров в Александровской гимназии. С образом Най-Турса – трагическая гибель героя.

Как отмечает Л. Яновская, “Этот новый персонаж, сдержанный и решительный как Малышев, самоотверженный и героический, как Най, вошел в турбинский дом как Алексей Турбин, как хозяин этого дома”. Это совершенно верное наблюдение. Нужно было только добавить, что характерология у Булгакова связанна с сюжетом романа и драмы. Драматургия, как известно, предъявляет особые требования к характеру героя.

В. Волькенштейн обращает внимание на то, что “герою трагедии присуща максимальная сила – сила ума, чувств и, прежде всего действенной энергии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В образе Най-Турса ярко выражено героическое начало