В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского?

В каких произведениях русской литературы находит воплощение об­раз солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяков­ского?

В качестве литературного контекста можно привлечь следующие про­изведения: В. Я. Брюсов «Будем как солнце…», А. Крученых «Победа над солнцем», М. И. Цветаева «Солнце вечера — добрее», М.А. Булгаков «Ма­стер и Маргарита», М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Обосновывая свой выбор, отметьте, что солнце — самая яркая звез­да — объект поэтической рефлексии, символ мощи духа. Солнечный

мир ярок, прекрасен. А вот тьма, отсутствие солнца — всегда плохое предзна­менование. Вспомните затмение в древнерусской поэме «Слово о полку Игореве», которое стало предвестником неудачи похода Новгород-Север­ского князя на половцев.

У поэтов XIX века: А.С. Пушкина, Ф. И. Тют­чева, А.А. Фета — это в основном прекрасный и величественный образ.

Образ черного солнца в эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон», расколотого солнца в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» являются пред­знаменованием грядущих несчастий, связанных с судьбами героев: у Шо­лохова — со смертью Аксиньи, у Булгакова —

с муками Иешуа.

Поясните, что совсем иной смысл получает солнце в поэзии на­чала XX века. Символисты (К. Д. Бальмонт, В.Я.

Брюсов) воспева­ют звезду нашей Вселенной, мечтая стать равными светилу. Огненное светило — источник жизни, часть Вселенной, где царят добро, ум и кра­сота. Бальмонт в стихотворении-гимне «Будем как солнце» пишет:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Отметьте, что футуристы воспринимали дневное светило как врага, которого нужно победить (А. Крученых «Победа над солнцем»). В произ­ведении «Необычайное приключение…» есть отголоски таких представле­ний, однако у Маяковского солнце — равный собеседник, товарищ и друг.

Раскройте, как А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам живописали мир без солнца, с кровавыми зорями, сумеречный, а светило характеризова­ли эпитетами «черное», «ночное». Напротив, М. И. Цветаева была близка к символистскому восприятию звезды нашей галактики:

Солнце — одно, а шагает по всем городам.

Солнце — мое. Я его никому не отдам.

Солнце как олицетворение жажды жизни, жара творчества, безуслов­но, сближает Цветаеву и Маяковского.


В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского?