В каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другом
В каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева ?
Попробуем сопоставить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» с произведениями А.С. Пушкина и Л.Н.
Толстого.
В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Онегин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При этом Первый — разочарованный скептик, реалист, трезво смотрящий на вещи; второй — возвышенный романтик. Поэт отмечает эту полярность героев с помощью антитетичного
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
Герои спорят у Пушкина на различные темы:
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Поэт же сохраняет свой собственный взгляд на вещи, не разделяя позиции ни одного из героев. Примерно такую же расстановку сил (материалист и романтик) мы наблюдаем и в романе И.С. Тургенева.
И точно так же автор сохраняет объективность повествования.
Кроме того, у А.С. Пушкина, как и у
Друзья в пушкинском романе (как и у Тургенева) в конце концов становятся врагами — Онегин убивает Ленского на дуэли.
В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого спорят Андрей Болконский и Пьер Безухов (сцена в Богучарове, поездка на пароме). Болконский предстает в этом споре разочарованным человеком, трезво, скептически смотрящим на жизнь.
Л.Н. Толстой, как и И.С. Тургенев, раскрывает душевное состояние героя через портрет, речь.
Пьера поражает перемена, происшедшая с Болконским. «Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним».
Речь героя передает его резкий, глубокий ум. Она точна, афористична («Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться»), в ней присутствуют восклицательные предложения, передающие волнение князя Андрея, его желание разобраться в своей жизни.
После разочарования в «своем Тулоне», смерти Лизы князь Андрей разбит, потерян, разочарован в жизни и мире. Он считает теперь, что нужно жить «для себя», «единственно возможное счастье — есть счастье животное». Пьер же здесь более оптимистичен, полон веры, надежды, определенной душевной гармонии. «Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит он другу.
Суть этого спора — поиски истины, смысла в жизни. Такой же смысл жизни, на мой взгляд, подсознательно пытается постигнуть Базаров в романе И.С. Тургенева.
И в жизни персонажей и Толстого, и Тургенева это происходит методом проб и ошибок.
Спор героев сопровождается у Л.Н. Толстого характерным пейзажем. «Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Было совершенно тихо.
Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало:
«Правда, верь этому»». Так писатель использует пейзаж для передачи душевного состояния своего героя.
Сцена эта предваряет (как и у Тургенева) грядущее возрождение князя Андрея, возвращение его к жизни, которая еще не закончена в «тридцать один год».
Таким образом, в произведениях А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого мы также видим сцены, где друзья спорят и полемизируют друг с другом.
Суть всех этих споров (как и в романе Тургенева) — отношение к миру, людям, поиски смысла жизни. Таким образом, эти сцены развивают философскую тематику произведений, раскрывают характеры главных героев, передают их душевное состояние, предваряют будущие события в романах.