В каких произведениях русских писателей герой противопоставлен светскому миру и в чем его можно сопоставить с Чацким?
В каких произведениях русских писателей герой противопоставлен светскому миру и в чем этого героя можно сопоставить с Чацким?
Чацкого мы можем сопоставить с Пьером Безуховым из романа-эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”. Этот персонаж также противопоставлен светскому обществу. Он схож с Чацким некоторыми личностными качествами (искренностью, эмоциональностью), своим поведением (пылким отстаиванием собственных взглядов), темпераментом.
Также мы видим сходство сюжетной ситуации: мы знакомимся с Пьером в салоне Анны Павловны
Уже с первых страниц романа мы отмечаем непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры – все это “не вписывается” в авторское изображение светской “публики”. Пьер – большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя.
Так, улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, “сливающихся с неулыбкой”. “У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское,
Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, “не умеет войти в салон” и еще менее умеет “из него выйти”. Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. “Ты один живой человек среди всего нашего света”, – говорит ему князь Андрей. Мы видим Пьера в салоне Анны Павловны Шерер, и автор замечает, что “робкий, наблюдательный и естественный взгляд” отличает его от всех в этой гостиной. Как и Чацкий, герой Толстого открыто высказывает свои взгляды, не обращая внимания на условности.
Как и Чацкий, Пьер Безухов остается чужим в светском обществе, так как не удовлетворяется пошлой, скучной жизнью, пытается найти свое место в мире.
Итак, в образе Пьера Безухова представлен тот же самый литературный тип. Также отметим общность авторской позиции – оба героя интересны своим авторам. Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции, герой его преодолевает трагедию “лишнего человека”, обретая смысл жизни и личное счастье.
- В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды, и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским “Ионычем”? Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” не единственное произведение русской классики, в котором затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды. Например, Печорин, главный герой романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, противопоставлен окружающему его обществу так же, как и Старцев в начале рассказа. Однако если Ионыч в конечном итоге сольется со средой, станет таким же жадным и […]...
- В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви, и в чем эти произведения можно сопоставить с некрасовским стихотворением? Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, в отличие от Н. А. Некрасова, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. А. Есенина […]...
- В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия, и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока “О, весна без конца и без краю”? Мотив жизнеприятия звучит в лирике многих русских поэтов. Так, эта тема легла в основу элегии А. С. Пушкина “Безумных лет угасшее веселье…”, лирический герой которого, грустя о минувшей молодости, не желает расставаться с жизнью. Он, как и блоковский герой, принимает ее такой, какая есть, его не пугают заботы и треволнения, он готов жить, чтобы “мыслить […]...
- В творчестве каких русских поэтов XX в. представлена лирика итогов и в чем их можно сопоставить с произведением Твардовского? В творчестве каких русских поэтов XX в. представлена лирика итогов и в чем их можно сопоставить с произведением А. Т. Твардовского? В качестве литературного контекста привлеките два из перечисленных произведений: Н.А. Некрасов “О Муза! я у двери гроба…”, А.А. Блок “О, я хочу безумно жить…”, С.А. Есенин “Не жалею, не зову, не плачу…”, Б.Л. Пастернак […]...
- В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чем их можно сопоставить с Плюшкиным? В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других. В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – […]...
- В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы прославляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в штанах”? В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы прославляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в штанах”? В качестве литературного контекста вы можете использовать произведения М. Горького “На дне”, В. Я. Брюсова “Хвала человеку”. Обосновывая свой выбор, вспомните монолог горьковского героя Сатина в пьесе “На дне” (“Все – в […]...
- В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Толстым реальных исторических лиц? В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реальных исторических лиц? В качестве литературного контекста могут быть привлечены следующие образы-персонажи: Емельян Пугачев в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и одноименной поэме С.А. Есенина, Иван Грозный в “Песне про купца Калашникова”, императорский двор […]...
- В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского? В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие произведения: В. Я. Брюсов “Будем как солнце…”, А. Крученых “Победа над солнцем”, М. И. Цветаева “Солнце вечера – добрее”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”, М.А. Шолохов “Тихий Дон”. Обосновывая свой […]...
- В каких произведениях русской литературы вы встречались с образом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”? В каких произведениях русской литературы вы встречались с образом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие произведения: Н.А. Некрасов “Тяжелый крест достался ей на долю…”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, А.А. Ахматова “Реквием”. Обосновывая свой выбор, отметьте, что крест в поэтическом […]...
- В каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чем они перекликаются с шолоховским “Тихим Доном”? Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” не единственное произведение в русской классике, в котором изображены картины военного времени. Так, события Отечественной войны 1812 года легли в основу романа – эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”. В нем автор также показал аморальность, жестокость события,”противного человеческому разуму”, погубившего тысячи человеческих жизней и сломавшего массу судеб, включая […]...
- В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с повестью Гоголя? В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с повестью Н. В. Гоголя? Как литературный контекст могут быть использованы следующие произведения: И.А. Гончаров “Обломов”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.Н. Островский “Гроза”, А.П. Чехов “Человек в футляре”, “Вишневый сад”, А. И. Куприн “Гранатовый браслет”. Обосновывая […]...
- В каких еще произведениях русских писателей и поэтов ХІХ-го века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью? В каких еще произведениях русских писателей и поэтов ХІХ-го века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью? В своем ответе на вопрос, поставленный в задании, назовите не менее двух произведений ХІХ-го века, где происходит дуэль между героями-антагонистами (например, “Выстрел” и “Евгений Онегин” Л. С. Пушкина, “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова, “Отцы и дети” И. С. Тургенева, […]...
- В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки, и в чем эти произведения можно сопоставить с щедринским “Премудрым пискарем”? Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина не единственное произведение отечественной классики, объектом изображения которого являются социальные пороки. Например, многие герои поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” так же, как и пискарь, стали символами негативных явлений общества. Однако если М. Е. Салтыков-Щедрин воплотил разные пороки в одной маленькой рыбке, то каждый гоголевский персонаж символизирует отдельный социальный порок: Манилов […]...
- В каких произведениях русской литературы нашли отражение судьбы простых солдат и как с ними можно сопоставить героев А. Т. Твардовского? (ЕГЭ по русскому) Описание судеб простых солдат можно отыскать в произведениях, созданных рукой М. Шолохова и А. Т. Твардовского. Не стал исключением Л. Н. Толстой. Он написал “Войну и мир” – знаменитый роман-эпопею, в котором раскрывается образ капитана Тушина, смелого представителя русских солдат – патриотов. В сражении им проявляется настоящий героизм: внутри капитана присутствует такое чувство, что он […]...
- В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским Анчаром? “Анчар” не единственное произведение отечественной лирики, в котором мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений. Так, в стихотворении Ф. И. Тютчева “Поток сгустился и тускнеет…” ключ становится олицетворением юности, а поток воды – “грудой осиротелой”. Как и в “Анчаре”, здесь есть зло жизни – “хлад бытия”, который способен властвовать как в мире природы, так и […]...
- В каких произведениях русских писателей дан собирательный образ провинциального города? Драма А. Н. Островского “Гроза” не единственное произведение русской литературы, в котором дан собирательный образ провинциального города. Так, действие комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” происходит в неком городе N, в котором, как и в Калинове, царят сплетни, обман, а городничий и его помощники злоупотребляют властью. Однако если у А. Н. Островского тираны – это купцы, […]...
- Как в этом эпизоде Л. Н. Толстой осуждает войну? В каких произведениях русских писателей мы встречаем подобное отношение к войне Л. Н. Толстой отрицал войну, считал ее событием “противным человеческому разуму и всей человеческой природе”. Очень ярко отношение автора к войне мы можем видеть в эпизоде посещения Николаем Ростовым госпиталя. Как только Николай подъехал к лечебному заведению, его поразило, что среди лета, ” когда в поле было так хорошо”, местечко, где располагалась больница, предстало как […]...
- Кто из русских поэтов XIX-XX вв. создал иронические вариации на классические сюжеты и в чем их можно сопоставить со стихотворением Высоцкого? Кто из русских поэтов XIX-XX вв. создал иронические вариации на классические сюжеты и в чем их можно сопоставить со стихотворением В. С. Высоцкого? Размышляя над заявленной проблемой, в качестве литературного контекста привлеките произведения К.С. Аксакова, Н.А. Некрасова, Т. Ю. Кибирова. Подчеркните, что среди комических жанров пародии и иронические вариации занимают особое место. Отметьте, что пародии […]...
- Кто из русских поэтов XIX – XX вв. выразил подобную идею гармонической связи мира человека и природы и в чем их произведения можно сопоставить с пушкинским? Кто из русских поэтов XIX – XX вв. выразил подобную идею гармонической связи мира человека и природы и в чем их произведения можно сопоставить с пушкинским? В качестве литературного контекста привлеките любые два из названных произведений: “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” А.С. Пушкина, “Когда волнуется желтеющая нива…” М. Ю. Лермонтова, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, […]...
- В каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другом В каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева ? Попробуем сопоставить роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” с произведениями А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. В романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” Онегин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При […]...
- План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в. I. Вступление Петербург – столица русского государства – вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона. II. Главная часть Образ Петербурга в произведениях Пушкина (“Евгений Онегин”, “Полтава”, “Медный всадник”) сложен и неоднозначен. В “Евгении Онегине” он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни […]...
- Суждения о родной природе в произведениях русских писателей “Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…” Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить Родину, […]...
- Тема революции и гражданской войны в произведениях русских писателей (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей… О. Мандельштам. Роман М. Шолохова “Тихий Дон” стал одним из лучших художественных отражений страшных событий начала 20 века в России. Автор эпопеи с максимальной объективностью и глубиной показывает трагедию донских казаков, “попавших в жернова” революции 1917 года и развернувшейся за ней гражданской войны. […]...
- СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ПАТРИОТИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX И XX ВЕКОВ (СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ПАТРИОТИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX И XX ВЕКОВ) Патриотизм – это чувство любви и преданности своему народу и своей Родине. Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси. Чувством великой любви и преданности Русской земле руководствуется, например, неизвестный автор при создании “Слова о […]...
- Тема патриотизма и родины в произведениях Русских писателей после Войны Тема патриотизма в произведениях Русских писателей после Войны. После войны развитие темы патриотизма в русской литературе протекало как бы по двум руслам. Не считая произведений, посвященных войне, серьезная литература начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению Твардовского, […]...
- Описание войны в произведениях русских писателей В повести В. Василевской “Радуга” (1942) созданы прекрасные женские образы. Она показывает те черты человеческого характера, которые проявились именно в годину испытаний. Действие повести Б. Горбатова “Непокоренные” (1943) развертывается на оккупированной территории. Автор доказывает, что в годину народной трагедии никто не должен оставаться в стороне от бед народных. Именно так поступает Тарас Яценко, отказавшийся в […]...
- В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А. А. Блока “Вхожу я в темные храмы…”? Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, как и герой великого символиста, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. Есенина “Не бродить, […]...
- Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Тема “Человек и природа” стала одной из сквозных в русской литературе. Многие из легендарных русских поэтов обращались к этой теме, более того, у многих из них этот вопрос представлен как философский. Федор Тютчев, Афанасий Фет, Сергей Есенин – все это поэты, для […]...
- В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока “Россия”? Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”, рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу Родины, где лирический герой, “захожий богомолец”, чувствует себя словно в храме. Как и стих А. Блока, “Гой ты, Русь, моя родная” проникнуто чувством беспредельной любви к России. Однако если у […]...
- Роль природы в произведениях русских писателей XIX века (по роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) Тучи, как волосы, встали дыбом Над дымной, бледной Невой. Б. Пастернак Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях занимает описание природы. […]...
- Предшественники и последовател и героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печорина в творчестве русских писателей 1. Печорин – герой разных времен. 2. Чацкий – предшественник Печорина. 3. Ставрогин – последователь Печорина. В своем сочинении я хочу рассказать о тех образах и произведениях русских писателей, которые являются “родственниками” Печорина из романа М. Ю. Лормонтова “Герой нашего времени”. Всем известно, что образ Печорина собирательный, автор воплотил в нем черты типичных представителей своего […]...
- Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин) Многие русские писатели болезненно переживали тот факт, что современная им действительность порождала “новых” людей, которые были очень далеки от представляемого ими идеала. В разное время Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов высказали открытое обвинение жизни. В своих гениальных произведениях они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияние собственности на человеческий характер, показали […]...
- В каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения? Во многих произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения. Существуют такие понятия, как грибоедовская и булгаковская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург. Так в пьесе Н. В. Гоголя “Ревизор” назван условный город N, потому что автор хотел обобщенно показать пороки всех городов России и нещадно высмеять их за то, что там царят запустение, разруха, произвол […]...
- Вопросы добра и зла в произведениях русских писателей Сегодня невозможно открыть газету и не найти в ней статью об очередном убийстве, изнасиловании или драке. С каждым годом преступность растет все больше и больше. Люди злы и относятся друг к другу враждебно. Но я считаю, что даже у самого злого человека в сердце есть хоть крупинка добрых чувств, и очень редко, но все же […]...
- В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями? В лирике Ф. И. Тютчева духовная жизнь человека напрямую связана с живописными картинами природы. Так, например, в представленном для анализа стихотворении “К. Б” встреча возлюбленных после мучительно-долгой разлуки сопоставлена с теми мгновениями осени, когда “.повеет вдруг весною, и что-то встрепенется в нас…”. Всматриваясь в черты любимой, лирический герой осознает, что он счастлив, что в “отжившем […]...
- Описание “нижних чинов” в произведениях русских писателей Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, […]...
- Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого “После бала”) 1. Противопоставление образов главных героев 2. Цветовая палитра произведения. 3. Музыкальная картина окружающего мира. 4. Контрастный портрет полковника. Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться. А. Бергсон Наша жизнь наполнена случайностями и непредсказуемыми событиями. Бывают моменты, что их не сразу можно различить в общем потоке жизни. […]...
- В каких еще произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружающей действительности на внутренний мир лирического героя? В каких еще произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружающей действительности на внутренний мир лирического героя? Отвечая на вопрос задания, введите стихотворение в широкий литературный контекст с целью обнаружения его проблемно-тематических связей с произведениями отечественных писателей-классиков. Укажите, что предшественником Ф. И. Тютчева можно считать В. А. Жуковского, который в стихотворении “Невыразимое” поставил вопрос о […]...
- Тема “маленького человека” в произведениях русских писателей XIX века 1. “Станционный смотритель” А. С. Пушкина. 2. “Шинель” Н. В. Гоголя. 3. “Бедные люди” Ф. М. Достоевского. Судьба простого человека с его бедами и повседневными заботами на первый взгляд может показаться не слишком богатым материалом для литературного творчества. В самом деле, чем может увлечь воображение описание незатейливого быта и однообразного труда? Однако гениальные мастера слова […]...
- Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота? И как дуэли, описанные в других произведениях русских классиков, влияли на главных героев? Дуэль с Долоховым привела Пьера к потрясению: он осознал, что оказался способным “покуситься” на жизнь человека. Герой Толстого очень переживает и пытается найти нравственную опору. Жена, виновница случившейся дуэли, ему здесь не помощница. Наташа Ростова, которую, не признаваясь себе, Безухов любит, так же пока помочь ему не может, поэтому Пьер принимает предложение масона Баздеева и […]...