В чем же главное содержание сказок Андерсена?

Прежде всего, в вере во всепобеждающую активную силу добра, в стремлении показать самое существенное, самое настоящее в человеке во влюбленности в красоту природы. В первом сборнике эти качества раскрылись наиболее полно, почти все его сказки стали самыми любимыми и читабельными произведениями. Активность добра, способность пожертвовать даже жизнью во имя его утверждения формируют сюжет и характеры в “Дорожном приятеле”, “Диких лебедях “, “Русалочке”, “Стойком оловянном солдатике”. Одна из наилучших, самых поэтичных

и добрых сказок Андерсена – “Русалочка”.

К теме неразделенной любви русалки к человеку писатель обращался неоднократно еще в ранних стихотворных сказках (“Русалка с острова Самсе” и др.), эту же тему он затрагивал в очерке “Теневые картины”.

Тем не менее, Андерсен создал целиком самостоятельное произведение, где мысль автора о красоте человеческой души, о добре, которое побеждает в мире, раскрывается не только с помощью напряженного развития сюжета, как в первых сказках сборника, а и благодаря убедительному психологизму, который раскрывает поэтичность самой Русалочки и изображает

человека воплощением благородства, доброты и красоты. Именно поэтому заветной мечтой Русалочки является не только влюбить в себя принца, а и получить человеческую душу. Этот путь сложный.

Наибольшее испытание выпадает на ее судьбу, когда сестры-русалки приносят ей весть, что лишь убив принца, она сможет снова вернуться в море к русалкам, а иначе с первыми лучами солнца погибнет. Маленькая Русалочка побеждает и здесь: она не может убить возлюбленного. Трактуя народную легенду, Андерсен писал о том, что он изменил в ней: у него “бессмертная душа русалки не зависит от чужого существа, от любви человека.

Это определение несправедливое! Так как в этом заложен элемент случайности… Я позволил русалке идти естественным, лучшим путем”.

Это путь развития духовных сил. Уроки добра здесь более сложные, чем в предыдущих сказках. Андерсен поместил перед “Русалочкой” обращение “К взрослым”, утверждая этим, что у его сказок расширяется аудитория. Сказки Андерсена раскрывают истинное в человеке, его сущность.

Писатель часто использует слово “настоящий”. И это не случайно. Его солдат с “Огнива” – настоящий солдат, т. е. решительный и смелый человек.

В “Принцессе на горошине” принцесса также настоящая, она настолько чувствительная, что находит горошину под всеми перинами, но важнейшее в ней то, что она как настоящий человек способен преодолевать тяжелейшие испытания.

Моральное мужество Русалочки – также путь к ее настоящей сущности, к “настоящему” в ней. От своего настоящего – поэтического – содержания не может отказаться Дюймовочка, как бы тяжело ей не приходилось. Отказ от самого себя, даже при условии осуществления мечтаний, невозможен для героя Андерсена в “Калошах счастья”.

Герой попадает в любимые им Средние века, но все там кажется ему плохим. Возвращение в свое время он воспринимает как милость.

Стражник в этой самой сказке завидует лейтенанту, но, став на некоторое время лейтенантом, мечтает снова быть бедным стражником. Наибольшей силы эта тема достигает в “Новом платье короля”, где человек подменяется. Король не руководит страной, а лишь переодевается, хотя изысканные костюмы не могут спрятать его настоящую сущность.

Характерно, что развенчивает обман ребенок из толпы: истина в простых, естественных людях, считают романтики. Андерсен показывает также, что случается, если человек теряет хотя бы одно качество истинной, “настоящей” личности. Происходит это по обыкновению с богатыми и вельможными.

Здесь великий сказочник находит емкие образы и выразительные поступки персонажей, которые однозначно утверждают неприемлемость зла. Зло у Андерсена не страшное, а чаще всего беспредельно смешное, абсурдное.

Задача писателя – сделать для читателя совсем невозможным выбор позиции осмеянного, поскольку она явным образом бессмысленная, а из-за этого и морально безобразная. В “Свинопасе” авторская идея раскрывается в сюжете, в действиях персонажей.

Главная мысль сказки – в сопоставлении истинного и обезображенного, “ненастоящего”, создаваемого обстоятельствами. Напыщенная принцесса отбрасывает истинное: прекрасную живую розу и живого соловья, любуясь вместе с тем банальными вещами. Желая получить “ненастоящие”, сделанные вещи, принцесса ведет себя как “ненастоящая” принцесса: она падает настолько низко, что целует свинопаса.

Тем не менее, великий сказочник не противопоставляет в этой сказке полярные явления, а сопоставляет разные варианты “ненастоящего”.

Этим вторым “ненастоящим” является сам принц. Хотя, на первый взгляд, это и не ощущается, но именно отсутствие в сказке настоящего героического начала, возвышенного над низким и мещанским, создает мягкую иронию. Мы постоянно видим авторскую улыбку, которая переводит трагическую ситуацию в комическую.

Уже начало сказки раскрывает условия задачи. “Был когда-то бедный принц, – читаем мы в первом абзаце, – у него было королевство, очень маленькое, но достаточно большое, чтобы жениться, и он хотел жениться”. Жениться хотел из-за того, что был честолюбивым, хотел улучшить дела с помощью богатого приданого дочери кайзера.

Препятствием для свадьбы стал сундук, а купеческий сын сам по себе ничего не достойный. Сложная идея наказания за чванство или переоценку своих возможностей раскрывается в “Райском саду”: королевский сын, имея бесчисленное количество книг, прочитал их все и считал себя всезнайкой с крепкой волей, осуждал Адама и Еву за то, что по их вине человечество потеряло благодать. Тем не менее, попав в райский сад, сам не смог удержаться от соблазна.

Социальная проблематика, безусловно, присутствует в сказках Андерсена, и отчасти она довольно значительная, как в сказке о Большом и Маленьком Клаусах. Не случайно автор в самом начале объясняет, что одного Клауса звали Большим, поскольку у него было четверо коней, а второго – Маленьким, поскольку у него был лишь один конь! В фольклорном варианте, которым пользуется Андерсен, братья различались тем, что один был старшим, а второй – младшим.

Писатель заостряет социальный аспект произведения. Не короли и принцессы побеждают у него простолюдинов, а обычный солдат перехитрил короля и королеву с их придворными в “Огниве”, бедная Дюймовочка отказывается соединить свою жизнь с богатым кротом и т. д.

Но настоящий демократизм Андерсена наиболее четко прослеживается в системе изобразительных средств. Его короли и принцессы ведут себя как обычные люди. В “Принцессе на горошине” король идет отворять ворота, а королева застилает постель.

В “Огниве” королева, король и все придворные отправляются в город искать кресты, которыми обозначены ворота того дома, где живет солдат. В “Свинопасе” король лично нанимает бедного принца пасти свиней, и тот самый король ходит дома в потоптанных туфлях. Принцесса в “Диких лебедях”, чтобы спасти своих братьев, выполняет работу крестьянки: делает нити из крапивы и плетет рубашки.

Сведение властителей мира сего к уровню обычных мещан или крестьян свидетельствует о том, что сама идея королевской власти потеряла в сказках Андерсена свое величие и особый ореол, сопутствующий действительно прославленной власти. Король у него может быть смешным в своем бессилии, как, например, король-отец в “Дорожном приятеле”, отталкивающим в своем чванстве, как главный герой в “Новом платье короля”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем же главное содержание сказок Андерсена?