В чем заключается трагизм существования Печорина?

В чем заключается трагизм существования Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

В романе “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека эпохи 30-х годов, образ сложный, противоречивый, глубоко трагический.

И необычным является уже сам портрет героя. “С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать”,- замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает “нервическую слабость”

его тела. Странный кон­траст представляют детская улыбка героя и его холодный, тя­желый взгляд.

Глаза Печорина “не смеялись, когда он смеял­ся”. “Это признак – или злого нрава, или глубокой постоян­ной грусти”,- замечает рассказчик.

Печорин – герой-романтик, человек исключительных способностей, натура незаурядная, сильный, волевой харак­тер. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разно­сторонним образованием, познаниями в области литературы и философии. Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления. Так, о своем поколении он замечает:

“Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”.

Не удовлетворяет его и та жизнь, которую предлагает современное общество. Мери Лиговская замечает, что лучше попасться “в лесу под нож убийцы”, чем стать объек­том злых шуток Печорина. Герой скучает в обществе пустых, мелких завистников, сплетников, интриганов, лишенных по­рядочности, благородства, чести.

В душе его появляется от­вращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но при том точно так же Печорин далек и от мира “простых людей”.

Раскрывая противоречивость внутреннего облика Печори­на, писатель показывает, что он лишен непосредственности и целостности чувств, характерных для простых людей, для “де­тей природы”. Вторгшись в мир горцев, он губит Бэлу, разоря­ет гнездо “честных контрабандистов”. Он обижает Максима Максимыча.

При этом Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему “стало жаль Веру”. В последнее свидание с Мери сострадание охватило его с такой силой, что “еще минута” – и он бы “упал к ногам ее”.

Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулич а. Герой симпатизирует сосланным на Кавказ декабристам.

Однако добрые порывы его так и остаются порывами. “Зло­действа” же свои Григорий Александрович всегда доводит до логического завершения. Он нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Мери. На дуэли он убивает Грушниц­кого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся.

Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь одни страдания и несчастья. “Рожденный для высокой цели”, он растрачивает свои силы на поступки, недостойные на­стоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятель­ности Печорин ведет борьбу с отдельными лицами, встречаю­щимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бес­цельна. Когда герой оценивает свои поступки, то сам прихо­дит к печальному выводу; “В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действи­тельной жизни”.

Страстно жаждущий идеала, но не нашед­ший его, он спрашивает: “Зачем я жил? Для какой цели я ро­дился?… А, верно, она существовала и, верно, мне было на­значение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманка­ми страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благород­ных стремлений, лучший цвет жизни”.

Свои взгляды герой раскрывает в своем дневнике. Счастье для него – это “насыщенная гордость”. Страдания и радости других он воспринимает “только в отношении к себе” как пищу, поддерживающую его душевные силы. Жить Печорину “скуч­но и гадко”.

Сомнения опустошили его до того, что у него ос­талось только два убеждения: рождение – несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представ­лении Печорина давно уже потеряли свою ценность. “Из двух друзей один всегда раб другого”, – считает он. Любовь для героя – удовлетворенное честолюбие, “сладкая пища.. гордо­сти”. “Возбуждать к себе чувство любви, преданности и стра­ха – не есть ли первый признак и торжество власти?” – пи­шет Печорин.

Положение и судьба героя трагические. Он ни во что не верит, не может обрести жизненной цели, единства с людьми. Эгоизм, своеволие, отсутствие творческого начала в жизни – в этом подлинная трагедия Печорина. Но моральный облик героя сформирован современным ему обществом.

Как и Оне­гин, это “лишний человек”, “эгоист поневоле”. Именно об этом говорит роман Лермонтова. “Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, – и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…”, – писал В.Г. Белинский. Однако само “страдание” Печорина как раз и является невозможным для него.

И в этом заключается не только парадоксальность данного образа, но и его трагизм.

Раскрывая внутренний облик героя, автор использует раз­личные художественные средства. Мы видим подробный пор­трет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей (горцев, контрабандистов, “водяного об­щества”).

Речь Печорина пестрит афоризмами: “Зло порож­дает зло”, “Из двух друзей один раб другого”, “Женщины лю­бят только тех, которых не знают”. Поэтичность героя, его любовь к природе автор подчеркивает с помощью пейзажей (описание раннего утра в Пятигорске, описание утра перед дуэлью). Раскрывая своеобразие натуры Печорина, Лермон­тов использует характерные эпитеты: “силы необъятные”, “во­ображение беспокойное”, сердце “ненасытное”, назначение “высокое”.

Создавая образ Печорина, Лермонтов писал “портрет, со­ставленный из пороков целого поколения”. Это был и упрек лучшим людям своей эпохи, и одновременно призыв к актив­ной деятельности. Такова авторская позиция в романе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем заключается трагизм существования Печорина?